Представляю вашему вниманию классический высококолесный велосипед модели British Mail, изготовленный в 1886 году британской компанией Thomas Smith & Sons. Велосипед сохранился в хорошем аутентичном состоянии, хотя и был перекрашен. По конструкции он представляет собой самую что ни на есть классику своего времени – переднее колесо диаметром 54 дюйма с радиальной заспицовкой, сплошные резиновые шины, изогнутый для удобства педалирования руль, ручной тормоз на переднем колесе. Велосипед имеет шарикоподшипниковый ход на обеих колесах и педалях. На передней вилке используются колесные подшипники патента известнейшей британской компании BSA. Все вращающиеся элементы оснащены отверстиями для смазки. Удобное кожаное седло крепится к пластинчатой рессоре, обеспечивающей амортизацию.
Велосипеды такого типа в России называли «пауками», вероятно, из-за схожести спицованных колес с паутиной. В Великобритании они именовались «penny – farthing», по аналогии диаметров колес с самой крупной и самой мелкой английскими монетами; еще в ходу были названия: «High bicycle» («высокий велосипед») и «Ordinary bicycle» («обычный велосипед» – во второй половине 19 века этот тип веломашины был наиболее распространен). В Германии их именовали «Hochrad» («высокое колесо»), а во Франции – «Grand Bi» («большой велосипед»).
Велосипеды с разновеликими колесами появились в начале 1870-х годов и стали дальнейшим эволюцией велосипедов - «костотрясов». Логика конструкторов была проста: поскольку на веломашинах того времени был привод от шатунов непосредственно на ось колеса, то для увеличения скорости следовало увеличить диаметр ведущего колеса. Второе колесо было опорным и более никакой функции не несло – поэтому его размер стали уменьшать, чтобы минимизировать габариты велосипеда в целом. Фактором, ограничившим рост диаметра колеса, была длина ног велосипедиста. Высококолесные велосипеды строились с различным диаметром колес – для ездоков разного роста. Представленный велосипед имеет переднее колесо диаметром 54 дюйма – это самый «ходовой» размер, соответствующий росту человека 175-180 см. Диапазон диаметров колес серийных «пауков» - от 50 до 58 дюймов. На заказ производители строили машины любых размеров.
Во второй половине 1880-х годов начался массовый выпуск так называемых «безопасных» велосипедов (safety bicycle), характеризующиеся колесами одинакового диаметра, низкой рамой и цепным приводом, позволяющим подбирать оптимальную передачу. По сравнению с громоздкими «пауками», падение с которых могло закончится серьезными травмами, новые машины были действительно намного удобнее и безопаснее – остановившись, можно было опереться ногой о землю. «Безопасные» очень быстро снискали популярность и к началу 1890-х годов совершенно вытеснили высококолесных собратьев с рынка.
Посмотрите публикации, посвященные высококолесным велосипедам:
...и езде на них: