Найти тему
Андрей Мятиев

Чем отличается езда на высоком велосипеде "пенни-фартинг" или "паук" от езды на обычном классическом байке?

В этой публикации я расскажу о специфике езды на высококолесном велосипеде – «пауке». Для начала – краткий экскурс в историю… Большинство обывателей, увидев подобный велосипед, восклицают: «Цирк приехал» - или что-то подобное. ;-) У большинства в памяти зафиксировался классический советский фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова, вышедший на экраны страны в 1936 году, ну и вспоминаются выступления многочисленных цирковых трупп, в реквизите которых были стилизованные высококолесные веломашины. На самом деле подобные странные аппараты на протяжении 1870-80-х годов были самым популярным типом велосипеда в мире и тиражировались множеством производителей по всему миру в количестве нескольких десятков тысяч штук.

Автор с велосипедом Excelsior 1886 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Автор с велосипедом Excelsior 1886 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Обзор этого велосипеда смотрите здесь:

Велосипеды такого типа в России называли «пауками», вероятно, из-за схожести спицованных колес с паутиной. В Великобритании они именовались «penny – farthing», по аналогии диаметров колес с самой крупной и самой мелкой английскими монетами; еще в ходу были названия: «High bicycle» («высокий велосипед») и «Ordinary bicycle» («обычный велосипед»). Велосипеды с разновеликими колесами появились в начале 1870-х годов и стали дальнейшим эволюцией велосипедов - «костотрясов». Логика конструкторов была проста: поскольку на веломашинах того времени был привод от шатунов непосредственно на ось колеса, то для увеличения скорости следовало увеличить диаметр ведущего колеса. Второе колесо было опорным и более никакой функции не несло – поэтому его размер стали уменьшать, чтобы минимизировать габариты велосипеда в целом. Фактором, ограничившим рост диаметра колеса, была длина ног велосипедиста. Высококолесные велосипеды строились с различным диаметром колес – для ездоков разного роста – от 50 до 60 дюймов. На заказ производители строили машины любых размеров, в том числе детские. Высокий велосипед довольно легок на ходу – при известной сноровке можно долго ехать со скоростью около 25 км/ч. Управление «пауком» весьма своеобразно – ведь руль и педали расположены на передней вилке и любое усилие ног сразу передается на руль, который пытается вывернуться из рук. К такому «аттракциону», как ни странно, можно привыкнуть и со временем обучиться даже езде «без рук». Рефлексы, наработанные при езде на классическом велосипеде, сильно мешают, когда садишься на высококолесный аппарат.

Посадка на него также сопряжена со многими сложностями. Первоначально нужно взяться за ручки руля и поставить левую ногу на специальную подножку над задним колесом, после чего, сильно оттолкнувшись от земли правой ногой, пока машина едет накатом надо успеть взгромоздиться в седло и «поймать» ногами педали. Если не успеешь этого сделать, пока велосипед не остановился – падение или рискованный соскок неизбежны. Слезание с «паука» происходит в обратном порядке – опираясь на руки, нащупываешь левой ногой подножку и переносишь вес на нее, после чего соскакиваешь. Опытный ездок может соскочить и «с педали», но пользуясь подножкой и держа баланс на нулевой скорости. Торможение на высококолесном велосипеде тоже весьма рискованная операция – передний тормоз малоэффективен, но если его давить что было сил – можно легко совершить переворот вперед и грохнуться с высоты почти двух метров – с непредсказуемыми последствиями. При обычной езде торможение, а, вернее, притормаживание, происходит мышцами ног, сдерживающими вращение педалей. При езде под гору с достаточно высокой скоростью единственный эффективный и относительно безопасный способ торможения – стоя левой ногой на подножке, подошвой правого ботинка давить на покрышку заднего колеса. По личному опыту, при таком торможении можно дотормозиться до дыма, идущего от подошвы. ;-)

Рисунок из книги Ю. Блока "Велосипед" издания 1893 года, показывающая начальную стадию посадки на высококолесный велосипед. Книга из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рисунок из книги Ю. Блока "Велосипед" издания 1893 года, показывающая начальную стадию посадки на высококолесный велосипед. Книга из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рисунок из книги Ю. Блока "Велосипед" издания 1893 года, показывающая вторую стадию посадки на высококолесный велосипед. Книга из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рисунок из книги Ю. Блока "Велосипед" издания 1893 года, показывающая вторую стадию посадки на высококолесный велосипед. Книга из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Кстати, высокие скорости (40-50 км/ч) на «пауках» вполне достижимы, правда, подобные «достижения» очень опасны, ведь ведущее колесо велосипеда изначально имеет большой дисбаланс из-за шатунов с педалями и чем выше скорость, тем больше этот дисбаланс чувствуется, вплоть до потери управления и поломок конструкции из-за вибрации. Кроме того, ноги просто не успевают за педалями и в итоге оказываешься верхом на совершенно неуправляемом драндулете, несущемся под горку с увеличивающейся скоростью. Существует способ уменьшить риск езды под гору – он состоит в том, что ездок едет не сидя в седле, а стоя на подножке, держась за руль и опираясь грудью на седло. Второй ногой можно тормозить об покрышку заднего колеса вышеописанным способом. Так как в таком положении центр тяжести системы «велосипед-человек» заметно снижается и велосипедист лучше удерживается на машине – дисбаланс переднего колеса не так чувствуется и его можно контролировать.

Способ езды на высококолесном велосипеде с горы в положении "на подножке".
Способ езды на высококолесном велосипеде с горы в положении "на подножке".
Способ езды на высококолесном велосипеде с горы в положении "на подножке".
Способ езды на высококолесном велосипеде с горы в положении "на подножке".

Существует еще одна опасность при езде на высококолесном велосипеде – при долгой или скоростной езде покрышка переднего колеса разогревается и несколько расширяется, из-за чего возможен её срыв с обода. Если случается такая неприятность – падения не избежать. Многие производители «пенни-фартингов» использовали резиновые шины, имеющие в своей основе свитую на манер бутылочного штопора металлическую проволоку. При надевании шины спирали вкручиваются друг в друга, обеспечивая довольно жесткое натяжение, что помогает шнуру держаться на ободе даже при сильном нагреве от трения. К сожалению, такая конструкция не гарантирует от срыва резины, а только уменьшает его вероятность. Мой личный опыт езды на «пауках» довольно обширен – приходилось кататься и для собственного удовольствия и для наглядной демонстрации техники, участвовать в организованных мною Исторических Велопробегах и даже ездить пару раз на любительскую гонку Gran Fondo.

Команда Веломузея в составе Новикова Макса, Егора Тишина и Андрея Мятиева на трех "пауках" на заезде Gran Fondo 12 августа 2018 года.
Команда Веломузея в составе Новикова Макса, Егора Тишина и Андрея Мятиева на трех "пауках" на заезде Gran Fondo 12 августа 2018 года.
Егор Тишин на дистанции 30-километрового заезда Gran Fondo 12 августа 2018 года.
Егор Тишин на дистанции 30-километрового заезда Gran Fondo 12 августа 2018 года.

Первый свой «паук» я получил в результате сложных и муторных обменных операций «шило на мыло» еще в середине 1990-х. Это была как раз цирковая машина, изготовленная на заказ в единственном экземпляре в 1920-х годах в Германии. Аппарат был тяжел и неповоротлив, но я быстро научился на нем ездить и дефилировал на многих выставках старинной техники и на первых фестивалях «Автоэкзотика» в Тушино. Дальше – больше, мне удалось купить несколько «пауков» в Европе и даже отыскать и приобрести 4 таких велосипеда в России. Сейчас в коллекции Веломузея хранится более 20 экземпляров высококолесных велосипедов, большинство из которых вполне функциональны и периодически эксплуатируются мной и моими друзьями. Под настроение даже была создана «команда Веломузея» из Максима Новикова, Егора Тишина и меня самого, и мы дважды успешно участвовали в 30-километровых заездах Gran Fondo среди участников на обычных велосипедах. Стартовали последними, чтобы никому не мешать и финишировали, обогнав на дистанции примерно треть велосипедистов в группе. Забавно было обходить других участников на подъемах - они крутят, перещелкивая пониженные передачи, а ты пыхтишь на своей единственной, да еще и без свободного хода. (Да, в этом контексте мы - "фиксеры"). Фокус в том, что ехать на "пауке" в гору проще на относительно высокой скорости, а на низкой - и вовсе невозможно, так что приходится крутить и крутить! Да еще выщербленный кое-где асфальт с несколькими довольно солидными горками и встречный ветер на половине пути… ;-) Средняя скорость выходила 20-21 км/ч (с небольшой разницей у членов команды). На дистанции приходилось применять ухищрения, описанные выше – езду с горы с торможением подошвой ботинка и т. п. Зато внимание к нашей команде было беспрецедентное – мы разбавляли историческими велосипедами довольно однообразную вело-картинку! ;-)

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Максим Новиков и Андрей Мятиев  на дистанции 30-километрового заезда Gran Fondo 12 августа 2018 года.
Максим Новиков и Андрей Мятиев на дистанции 30-километрового заезда Gran Fondo 12 августа 2018 года.
Андрей Мятиев завершает подъем в гору на дистанции 30-километрового заезда Gran Fondo 26 мая 2019 года.
Андрей Мятиев завершает подъем в гору на дистанции 30-километрового заезда Gran Fondo 26 мая 2019 года.