Расскажу об одном из ключевых экспонатов коллекции Веломузея. Это культовый высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Велосипеды такого типа в России называли «пауками», вероятно, из-за схожести спицованных колес с паутиной. В Англии они именовались penny -farthing , по аналогии диаметров колес с самой крупной и самой мелкой английскими монетами; еще в ходу были названия: Hi bicycle («высокий велосипед») и Ordinary bicycle («обычный велосипед» – во второй половине 19 века этот тип веломашины был наиболее распространен). В Германии их именовали Hochrad («высокое колесо»), а во Франции – Grand Bi («большой велосипед»).
Велосипеды с разновеликими колесами появились в начале 1870-х годов и стали дальнейшим эволюцией велосипедов - «костотрясов». Логика конструкторов была проста: поскольку на веломашинах того времени был привод от шатунов непосредственно на ось колеса, то для увеличения скорости следовало увеличить диаметр ведущего колеса. Второе колесо было опорным и более никакой функции не несло – поэтому его размер стали уменьшать, чтобы минимизировать габариты велосипеда в целом. Фактором, ограничившим рост диаметра колеса, была длина ног велосипедиста. Высококолесные велосипеды строились с различным диаметром колес – для ездоков разного роста. Представленный велосипед имеет переднее колесо диаметром 56 дюймов – это самый «ходовой» размер, соответствующий росту человека 170-175 см. Диапазон диаметров колес серийных «пауков» - от 50 до 60 дюймов. На заказ производители строили машины любых размеров.
Во второй половине 1880-х годов начался массовый выпуск так называемых «безопасных» велосипедов (safety bicycle), характеризующиеся колесами равного диаметра, низкой рамой и цепным приводом, позволяющим подбирать оптимальную передачу. По сравнению с громоздкими «пауками», падение с которых могло закончится серьезными травмами, новые машины были действительно намного удобнее и безопаснее – остановившись, можно было опереться ногой о землю. «Безопасные» очень быстро снискали популярность и к началу 1890-х годов совершенно вытеснили высококолесных собратьев с рынка.
Представленный в этом обзоре велосипед сохранился в довольно хорошем состоянии – в оригинальной окраске и практически в комплектном виде. Велосипед не разбирался более 100 лет, так что весь крепеж - аутентичный. Были проведены работы по расчистке лакокрасочного покрытия и его консервации, очистке элементов крепежа от ржавчины и грязи, а также перебрана механическая часть. Велосипед был опробован на ходу, и я даже успешно проехал на нем 20-километровую дистанцию Исторического Велопробега в 2016 году!
Компания Bayliss, Thomas & Co была основана в 1874 году в английском городе Ковентри – крупнейшем промышленном центре того времени. Фирма занялась производством только входивших тогда в моду велосипедов. Строились двухколесные и трехколесные высококолесные машины высокого качества. Первая модель получила название Excelsior и позднее это название стало одной из торговых марок фирмы. Название было взято из одноименного романтического стихотворения 1841 года поэта Генри Уодсворта Лонгфелло и оказалось столь привлекательным, что его использовали еще несколько производителей из разных стран. Для того, чтобы избежать путаницы, для продукции использовали полное наименование: Excelsior. Bayliss, Thomas & Co. В 1896 году фирма первой в Англии начала производство мотоциклов. В 1909 года предприятие было реорганизовано, получив название Excelsior Motor Cycle Co; примерно тогда же оно прекратило изготовление велосипедов, чтобы сосредоточиться на выпуске мототехники.
Можете ознакомиться с некоторыми велосипедами из коллекции Веломузея, изготовленными в XIX веке: