Найти тему
Андрей Мятиев

Обзор классического высококолесного английского велосипеда Excelsior 1886 года из коллекции Веломузея.

Расскажу об одном из ключевых экспонатов коллекции Веломузея. Это культовый высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Велосипеды такого типа в России называли «пауками», вероятно, из-за схожести спицованных колес с паутиной. В Англии они именовались penny -farthing , по аналогии диаметров колес с самой крупной и самой мелкой английскими монетами; еще в ходу были названия: Hi bicycle («высокий велосипед») и Ordinary bicycle («обычный велосипед» – во второй половине 19 века этот тип веломашины был наиболее распространен). В Германии их именовали Hochrad («высокое колесо»), а во Франции – Grand Bi («большой велосипед»).

Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипеды с разновеликими колесами появились в начале 1870-х годов и стали дальнейшим эволюцией велосипедов - «костотрясов». Логика конструкторов была проста: поскольку на веломашинах того времени был привод от шатунов непосредственно на ось колеса, то для увеличения скорости следовало увеличить диаметр ведущего колеса. Второе колесо было опорным и более никакой функции не несло – поэтому его размер стали уменьшать, чтобы минимизировать габариты велосипеда в целом. Фактором, ограничившим рост диаметра колеса, была длина ног велосипедиста. Высококолесные велосипеды строились с различным диаметром колес – для ездоков разного роста. Представленный велосипед имеет переднее колесо диаметром 56 дюймов – это самый «ходовой» размер, соответствующий росту человека 170-175 см. Диапазон диаметров колес серийных «пауков» - от 50 до 60 дюймов. На заказ производители строили машины любых размеров.

Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Высококолесный велосипед Excelsior, построенный британской компанией Bayliss, Thomas & Co в 1886 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Во второй половине 1880-х годов начался массовый выпуск так называемых «безопасных» велосипедов (safety bicycle), характеризующиеся колесами равного диаметра, низкой рамой и цепным приводом, позволяющим подбирать оптимальную передачу. По сравнению с громоздкими «пауками», падение с которых могло закончится серьезными травмами, новые машины были действительно намного удобнее и безопаснее – остановившись, можно было опереться ногой о землю. «Безопасные» очень быстро снискали популярность и к началу 1890-х годов совершенно вытеснили высококолесных собратьев с рынка.

Превосходный образец раннего "безопасного велосипеда". Он изготовлен французской компанией Peugeot в 1889 году. Велосипед из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Превосходный образец раннего "безопасного велосипеда". Он изготовлен французской компанией Peugeot в 1889 году. Велосипед из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Представленный в этом обзоре велосипед сохранился в довольно хорошем состоянии – в оригинальной окраске и практически в комплектном виде. Велосипед не разбирался более 100 лет, так что весь крепеж - аутентичный. Были проведены работы по расчистке лакокрасочного покрытия и его консервации, очистке элементов крепежа от ржавчины и грязи, а также перебрана механическая часть. Велосипед был опробован на ходу, и я даже успешно проехал на нем 20-километровую дистанцию Исторического Велопробега в 2016 году!

Автор с велосипедом Excelsior 1886 года на Историческом Велопробеге 2016 года, организованном Веломузеем Андрея Мятиева.
Автор с велосипедом Excelsior 1886 года на Историческом Велопробеге 2016 года, организованном Веломузеем Андрея Мятиева.
Автор с велосипедом Excelsior 1886 года во главе колонны Исторического Велопробега 2016 года.
Автор с велосипедом Excelsior 1886 года во главе колонны Исторического Велопробега 2016 года.

Компания Bayliss, Thomas & Co была основана в 1874 году в английском городе Ковентри – крупнейшем промышленном центре того времени. Фирма занялась производством только входивших тогда в моду велосипедов. Строились двухколесные и трехколесные высококолесные машины высокого качества. Первая модель получила название Excelsior и позднее это название стало одной из торговых марок фирмы. Название было взято из одноименного романтического стихотворения 1841 года поэта Генри Уодсворта Лонгфелло и оказалось столь привлекательным, что его использовали еще несколько производителей из разных стран. Для того, чтобы избежать путаницы, для продукции использовали полное наименование: Excelsior. Bayliss, Thomas & Co. В 1896 году фирма первой в Англии начала производство мотоциклов. В 1909 года предприятие было реорганизовано, получив название Excelsior Motor Cycle Co; примерно тогда же оно прекратило изготовление велосипедов, чтобы сосредоточиться на выпуске мототехники.

Можете ознакомиться с некоторыми велосипедами из коллекции Веломузея, изготовленными в XIX веке:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Эмблема компании Excelsior. Bayliss, Thomas & Co.
Эмблема компании Excelsior. Bayliss, Thomas & Co.