Найти в Дзене

Древние египтяне НЕ МОГЛИ перемещать тяжёлые блоки! Доказываем…

Неподалеку от древней столицы Египта города Фивы (ныне Луксор) высятся две величественные статуи, приписываемые фараону Аменхотепу III, за которыми закрепилось название “Колоссы Мемнона”.

Оба изваяния некогда были почти идентичны, но сегодня в силу своей древности имеют крайне потрепанный вид.

Колоссы Мемнона. Фото автора.
Колоссы Мемнона. Фото автора.

У северного колосса отсутствует верхняя часть, которую позже отреставрировали, как смогли, заново сложив утраченное из сравнительно небольших блоков песчаника.

Южный же колосс, хоть и сильно повреждён, остаётся монолитным.

Обе статуи сделаны из громадных блоков кварцитового песчаника и, достигая в высоту около 18 метров, имеют вес порядка 700 тонн, и одна, и вторая.

Южный колосс. Фото автора.
Южный колосс. Фото автора.

Каждый из колоссов имеет собственный постамент в виде плиты из того же материала весом ещё около 500 тонн.

Несмотря на то, что кварцит весьма труден для обработки, имея твёрдость по шкале Мооса не меньше, чем у гранита, нет никакого сомнения, что обе статуи изначально были выполнены филигранно.

Часть южного колосса. Фото автора.
Часть южного колосса. Фото автора.
Часть южного колосса. Фото автора.
Часть южного колосса. Фото автора.

Сегодня точно установлено, что материал для Колоссов мог быть добыт только в одном месте - это древние каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре, ныне это место находится в черте современного Каира.

Всё бы ничего, да вот беда: между Луксором и Каиром только по прямой 500 км, а если идти вдоль берега Нила - то больше шестисот…

Яндекс-Карты. Скриншот.
Яндекс-Карты. Скриншот.

Итак, мы имеем, как факт, две 700-тонные статуи близ Луксора, сделанные из монолитов, добытых в Каире. Да ещё и два 500-тонных постамента впридачу…

Отсюда вопрос:

Как переместить на такое расстояние столь сумасшедшие грузы при помощи технологий цивилизации конца каменного века, то есть, при полном отсутствии этих самых технологий, попросту говоря, голыми руками?

Современная историческая наука однозначно утверждает, что колоссы транспортировались по суше, потому что по реке Нил против течения сделать это было невозможно в силу слишком большого их веса.

Что, в общем, понятно, особенно учитывая предполагаемый уровень кораблестроения в конце каменного века.

Но тут мы имеем ещё один “нюанс”.

Дело в том, что каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре находятся на правом берегу Нила, а сами колоссы - на левом…

То есть, по воде их в любом случае транспортировать было нужно, хотя бы переправить через реку.

От каменоломен до Нила - 8,5 километра, от Нила до места расположения статуй - 3 километра.

Это означает, что даже, если допустить транспортировку вверх по реке, то по суше, как ни крути, надо было тоже перемещать наши изваяния 11,5 км, как минимум…

Именно вопрос “сухой” транспортировки мы сейчас и рассмотрим.

Как же это сделать “врукопашную”?

Наши доблестные египтологи, которым давно всё известно, утверждают, что тяжёлые каменные блоки египтяне перемещали на специальных деревянных санях. Или салазках, кому как больше нравится.

К саням, якобы, привязывались длинные и прочные верёвки, в которые впрягались подданные фараона и тащили…

Я не знаю, надо ли кому-то объяснять, что никакие деревянные салазки тут не помогут?

Во-первых, 700-тонный блок на них сам не запрыгнет, и как его на эти сани грузить, одному богу известно.

Во-вторых, под таким весом они тут же сломаются.

В-третьих, даже, если и выдержат, полозья моментально зароются либо в песок (если мы уйдём чуть дальше от Нила, в пустыню), либо в грунт (если мы ещё не покинули Нильскую пойму).

А посему, я здесь не вижу другого варианта, кроме как тащить блок (или готовую статую) прямо по земле (песку) без всяких “прокладок” в виде хлипких санок, ибо давление всей грани блока на поверхность будет на порядок меньше, нежели у узких полозьев.

Конечно, наш камень тут же нагребёт перед собой кучу песка или грунта, но при наличии бригады копателей-чистильщиков, которые будут постоянно удалять грунт с пути, пока всё реально.

Так сколько же народу “впрягалось”? А столько, сколько надо, хоть сто тыщ, фараон сказал “надо”, значит надо!

Вопрос: А сколько надо?

Считается, что среднестатистический мужчина средних физических возможностей способен тянуть канат с усилием 70 кг.

Так какое же усилие потребуется, чтобы двигать каменный блок весом в 700 тонн?

Тут хорошо бы выяснить коэффициент трения камня по грунту либо песку. Как такового, точного значения нет, но экспериментально установлено, что этот коэффициент должен составлять примерно 0,5 (плюс-минус).

Правда, египтологи утверждают, что дорога непосредственно перед грузом для уменьшения трения обильно поливалась маслом, но…

Давайте прикинем. При ширине статуи около 5 метров и длине пути в 600 км, выясняется что нам потребуется обильно полить маслом площадь, равную 0,005х600=3 квадратных километра. Но вспомним, что статуи у нас две. Плюс два постамента по 500 тонн. Стало быть, Кличество масла надо умножить на четыре. В результате мы получаем площадь, которую надо полить, равную 3х4=12 кв. километров... Много это или мало? Пожалуй, это даже для серьёзного маслозавода будет нереально, а уж для египтян эпохи фараонов…

Тут уж пусть господа египтологи выбирают: или всё население Египта от мала до велика пирамиды строит, или масло давит...

В любом случае, точное значение коэффициента трения нам не так уж и важно, нам необходим лишь порядок величин.

Стало быть, если мы имеем дело с весом 700 тонн, то чтобы сдвинуть его с места, нам необходимо приложить в горизонтальной плоскости усилие в 700х0,5=350 тонн.

Давайте посчитаем.

Если один человек способен тащить 70 кг, значит, нам необходимо 350000/70=5000 (пять тысяч) человек. Всего-навсего...

И теперь дело за малым: нам нужны верёвки…

Какие?!

Египтологи говорят о найденных в Египте древних канатах из тростника и папируса. Мы не будем это отрицать, потому что из чего ещё им было делать верёвки?

Здесь придётся сделать лирическое отступление.

В настоящее время путём проб и ошибок, путём эволюции данного ремесла, путём естественного отбора, выявлено несколько видов сырья, наиболее подходящих для производства верёвок и канатов.

Самое лучшее - это всеми нами любимая конопля.

Давайте ориентироваться на канат диаметром 5 см, наиболее подходящий, чтобы надёжно обхватить его руками.

Высококачественный современный пеньковый (конопляный) канат данного калибра (согласно ещё советскому ГОСТу) может иметь усилие на разрыв свыше 10 тонн (!!!).

Но, увы, эта культура в Египте НИКОГДА не росла, и, стало быть, мы её не рассматриваем.

Так что же взять для эксперимента?

Давайте пожалеем наших египтологов с их тростником и папирусом и рассмотрим ЛЁН.

Льняные верёвки, хоть и гораздо хуже пеньковых, но уж как-нибудь получше тростника и папируса…

Известно, что лён в эпоху фараонов в Египте был. В льняную ткань даже мумии заворачивали, а раз так, то почему бы не допустить, что верёвки в Древнем Египте изготавливали также и из льна…

Итак, давайте “погуглим” и узнаем, какова прочность на разрыв льняного троса диаметром 5 см.

Современные производители называют цифру порядка 4,5 тонн (более чем в два раза слабее пенькового!).

И давайте не забывать, что здесь мы рассматриваем изделия современные, фабричного производства и высочайшего качества, технология производства которых отточена веками…

Надо ли говорить, что если древние и производили вручную льняные верёвки, то по качеству они безнадёжно проигрывали современным…

Но мы будем великодушны и дадим египтологам ещё одну фору, закрыв глаза и на это…

Итак.

Каждое наше изваяние имеет в ширину около 5 (пяти) метров. Как же подцепить его канатами?

У меня только один вариант (если у кого-то есть другой - предлагайте в комментариях).

Сначала необходимо опоясать нашу статую в горизонтальной плоскости, обмотав вокруг неё канат столько раз, сколько это необходимо, чтобы он не порвался, создав этакий “хомут”.

Затем спереди по ходу движения к этому хомуту привязываем наши верёвки.

Сколько же должно быть этих самых верёвок?

Посчитать нетрудно.

Если один трос держит 4,5 тонны, а нам надо 350, получаем

350/4,5=77,(7) штук канатов.

Ну, для простоты пусть будет 80.

Теперь остались сущие пустяки:

надо “запрячь” 5000 человек в эти 80 канатов.

Если ширина статуи - 5 метров, значит, в одну шеренгу поместятся (чтобы не мешали друг другу), наверное, 7 человек (по 70 см на брата, а то 50 см, всё-таки, маловато).

Стало быть, мы имеем 5000/7=714 шеренг.

А каково будет минимальное расстояние между шеренгами?

Чтобы иметь возможность нормально тянуть канат, нагибаясь и подаваясь вперёд, и чтобы при этом задние не наступали на пятки передним, дистанцию надо держать не менее 1,5 метра.

Из этого следует, что длина всей колонны составит

714 шеренг х 1,5 метра = 1071 метр. В общем, километр, стало быть.

Ради интереса можно прикинуть, сколько же всего надо было вручную произвести этого каната?

Это понятно - 80 верёвок, по километру каждая. Итого 80 км. И это вручную? Ну, не знаю...

А сколько весят 80 км льняного каната?

Не буду вас дальше утомлять вычислениями, есть точные данные от современных производителей.

80 км 5-сантиметрового льняного каната весят примерно 92 тонны, которые дополнительно придётся тащить на своих плечах этим несчастным людям…

Всё бы ничего, но как заставить работать синхронно километровую колонну?

Когда в России в конце 18-го века при помощи кабестанов тянули Гром-камень, там, задавая ритм, играли два барабанщика. Но они были близко и находились на одном расстоянии от всех, кто крутил кабестаны.

Но как быть нам, если мы имеем колонну длиной в целый километр, а скорость звука составляет порядка 300 м/с? Даже, если расположить тех барабанщиков посередине колонны, люди, находящиеся в начале и в конце её, услышат сигнал секунды на полторы-две позже тех, что в середине. И мы получим классическую картину под названием “Кто в лес, кто по дрова”...

Но и это ещё не самое главное.

У нас же к “хомуту”, опоясывающему груз, привязаны 80 5-сантиметровых канатов. Поместятся?

Считаем:

5 м (ширина статуи) / 80 канатов = 6,25 см на канат. С учётом узлов - впритык.

То есть, верёвки от груза идут сплошной плоскостью, практически монолитной лентой, поскольку расстояния между канатами составят всего 1,25 см…

А куда же в таком случае ставить людей?

А я не знаю. У меня нет ответа на этот вопрос.

Наверное, он есть у египтологов, раз они предлагают нам версию подобной транспортировки Колоссов Мемнона, а также и всех остальных мегалитов в Древнем Египте.

Тогда, быть может, спросить у них?

Друзья, если кому-то интересно, можете попытаться.

Но, уверяю вас, по существу они вам не ответят. Будет море демагогии, увиливание от ответа и соскакивание с темы всеми правдами и неправдами, отсылки к некоей мифической “научной” литературе, обвинения в отсутствии у вас профильного исторического образования и в принадлежности к “лженауке”, в общем, всё, что угодно, лишь бы вы отстали от них с вашими “неудобными” вопросами, и они смогли бы поскорее спрятать голову в песок вернуться к своей привычной и покорной аудитории, которая подобных вопросов не задаёт, принимая на веру всё, что им скажут “настоящие, дипломированные учёные”.

Вот только вопрос транспортировки вручную грузов в сотни тонн весом это, увы, не снимает...

Теперь давайте сделаем выводы.

Даже, если бы мы допустили наличие у египтян той эпохи высококачественных ПЕНЬКОВЫХ канатов с усилием на разрыв в 10 тонн, то проблему бы это не решило. Просто вместо 80 канатов нам понадобилось бы 40, и расстояние между ними увеличилось бы с 1,25 см до 7,5 см. Кому-то от этого станет легче? Вот именно...

Тут, конечно, проблему решил бы стальной трос, но... Сами понимаете.

Итак, главный вывод из всего вышесказанного таков:

Проблема транспортировки вручную грузов весом в сотни тонн упирается не столько в наличие у древних качественных прочных канатов, и даже не столько в количество людей, необходимое для создания нужного тянущего усилия, сколько в ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ НЕВОЗМОЖНОСТЬ произвести должным образом СТРОПОЛЬНЫЕ РАБОТЫ с блоком такой массы при использовании только ручного труда, и не имея тросов, сопоставимых с современными стальными по прочности.

Осталось теперь объяснить на пальцах эти, казалось бы, элементарные вещи нашим египтологам, но что-то мне подсказывает, что это окажется лишь пустой тратой времени...

Читайте также на эту тему:

Монголы на Марсе или почему нельзя верить историкам.

Сможем ли мы сегодня повторить пирамиду Хеопса?

Египетские пирамиды отлиты из бетона? НЕТ! И вот почему…

Вопросы, которых боятся египтологи. ЧАСТЬ 1. Геодезия и астрономия.

Вопросы, которых боятся египтологи. ЧАСТЬ 2. ОБРАБОТКА КАМНЯ. Слов почти нет…