Найти в Дзене
ВЭДсовет

«Попали в западню». Миграционный кризис на белорусско-польской границе – двойной удар по международной торговле.

Оглавление

Из-за миграционного кризиса на границах Белоруссии с Польшей сотни фур застряли в многокилометровых пробках. Вереницы машин с товарами тянутся на 12-15 километров, а водители вынуждены ждать прохождения кордонов по 3-4 дня.

Среди причин называют попытки объехать закрытый пункт пропуска «Брузги» через Латвию и Литву, создающие новые и новые заторы, а также увеличение количества и времени досмотров грузов, следующих в Европу транзитом через Белоруссию. Таким образом, новый коллапс не даёт логистическим компаниям рассчитать оптимальное время и стоимость доставки. А поскольку именно на белорусский транспортный коридор приходится не менее 10% европейского импорта, россияне могут и не дождаться своих новогодних подарков из Европы.

«ВЭДсовет» попытался разобраться в непростой ситуации. Мы попросили экспертов оценить экономические последствия очередного логистического кризиса, а поскольку тяжёлые времена требуют нестандартных решений – порассуждать об альтернативных маршрутах.

«Датские» пихты не успевают к празднику

«Последствия, которые мы наблюдаем из-за этой ситуации – это простои, удорожание доставки и, как следствие, самих товаров. Например, «датские» пихты, которые на самом деле везут из питомников Польши и Литвы, совершенно точно подорожают по сравнению с прошлым годом из-за проблемы на польско-белорусской границе», – уверена президент таможенного брокера КВТ Сервис Юлия Шлёнская.

Транспортники теряют по 300-500 евро в день

По оценкам эксперта, попытки объехать белорусско-польскую границу через Латвию или Литву, на границах которых тоже образовались заторы, обходятся транспортникам на 300 евро дороже, чем транзит через Беларусь. Простой транспорта на границе может обходиться в 500 евро в день.

Водители в выгодном положении, грузоотправители – не очень

Логистическая неопределённость создаёт и новый дефицит на рынке перевозок. «Водители просто отказываются брать заказы на Россию из-за большого расстояния и простоев, предпочитая взять заказ на доставку между европейскими государствами. Кадровый дефицит ставит их в выгодное положение, чего не скажешь о грузоотправителях. Поскольку перевозчики совершают меньше рейсов за единицу времени, ставки на перевозку растут не только из-за сезонного ажиотажа, но и из-за необходимости компенсировать время простоя в очередях. С другой стороны, по этой причине не только увеличивается срок доставки грузов, но и даты подачи машин под загрузку становятся всёменее предсказуемы. Соответственно, растёт процент срывов загрузки», – комментирует Юлия Шлёнская.

Двойной удар

Новый кризис наложился на так и не решённые пока логистические проблемы и на дальневосточных рубежах.

Себестоимость застрявших товарных партий увеличивается с каждым днём

«Из-за возникшего коллапса на европейских границах на рынок оказывается дополнительное давление, так как многие участники ВЭД, сместившие вектор своей деятельности от Китая к Европе из-за проблем во Владивостоке иМонголии, снова попали в западню. Тем самым с каждым днём себестоимость застрявших товарных партий увеличивается, срываются поставки продуктов на прилавки, что повлечёт дополнительный рост цен внутри страны.

Больше информации - в нашем телеграм-канале!

Цены на перевозку тоже, к сожалению, поползут вверх, так как коллапс в Приморье только усилится, ввиду большой концентрации там грузов, следующих в Европу. Если ситуация на границах не изменится к лучшему, есть риск, что европейские товары не смогут убывать из Владивостока, порты переполнятся и не будут принимать новые суда», – комментирует сооснователь мультисервисной SAAS-платформы DigitalVed Анна Фомичева.

Есть ли альтернативы?

Для срочных и небольших поставок альтернатива, считает Анна Фомичёва – это авиадоставка.

«Но, опять же, вопрос в цене – это значительно дороже. Так или иначе мы возвращаемся к росту цен на российских прилавках.»

Море – единственный способ избежать остановок

На вопрос «ВЭДсовета» о целесообразности грузового паромного сообщения из Петербурга и Калининграда в Германию, чтобы обойти по морю проблемные кордоны, Анна Фомичёва назвала море второй реалистичной альтернативой.

«Пока это единственный способ избежать полной остановки логистических потоков, но в данном случае всё же вся нагрузка ляжет на питерские порты, так как Калининград отрезан от основной части страны, и отправка грузов туда возможна опять же через Петербург, так как на сухопутных границах заторы.

Логистический коллапс может перебраться в Петербург

Есть риск, что резкая смена направления движения вызовет новый коллапс, только уже в Санкт-Петербурге, так как весь поток товаров из Европы в Россию будет направлен в одно место назначения», – уверена эксперт.

Принцип домино

«Пожалуй, рано или поздно кризис, начавшийся в морских перевозках, подорожавших в несколько раз, должен был докатиться по принципу домино и до автомобильных, – констатирует Юлия Шлёнская. – Ещё полгода назад стоимость автоперевозок оставалась относительно стабильной. Сейчас же добавились новые обстоятельства, а момент не самый благоприятный: перед католическим рождеством и новогодними праздниками нагрузка на транспорт пиковая. Скорее всего, такая кризисная ситуация будет сохраняться до конца года, пока перевозки не пойдут на спад с наступлением января и традиционного затишья», – прогнозирует президент КВТ Сервис.

Главное – не прийти к тотальной остановке всего

«О том, как долго будет продолжаться данная ситуация, с логистического угла обзора не приходится, – полагает Анна Фомичёва. – Вероятно, как только будет решён вопрос с беженцами, и они освободят приграничные территории. Главное в данном случае – не затянуть и не привести к тотальной остановке всего, что движется», – подытожила эксперт.

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !