Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Электричку можно назвать одним из символов российского транспорта, уж настолько они у нас колоритные. И, хотя с каждым годом на железных дорогах нашей страны появляется всё больше современного подвижного состава, предназначенного для пригородных перевозок: «Ласточки», «Иволги» (ну правда только на «МЦД»), ЭП2Д и так далее, тем не менее, практически везде по-прежнему используются и куда более старые электрички: начиная даже от модификаций ЭР2 и ЭТ2 и заканчивая чуть более новыми ЭД4 и ЭД4М.
И одна из особенностей этих самых «классических» электричек - это постоянные продольные толчки, которые прекрасно ощущаются пассажирами, а ещё имеют характерный звук. А вот в тех же «Ласточках» и «Иволгах» такого не наблюдается. Напрашивается логичный вывод, что эти наличие этих самых толчков прямо зависит от возраста и «поколения» данного электропоезда. В принципе, так оно и есть. Но причин тому есть несколько и в этой статье как раз о них.
Разбираемся с дёрганными электричками
Как я и сказал, причин возникновения толчков может быть несколько. Одна из них - это некорректная работа пускорегулирующих блоков. Пускорегулирующая аппаратура расположена в каждом моторном вагоне и управляет режимом работы тяговых электродвигателей. Последние вращают колёсные пары и как раз приводят электропоезд в движение.
Так вот, в каждом моторном вагоне пускорегулирующие агрегаты должны быть отрегулированы одинаково, чтобы на выходе получалось одинаковое ускорение. Но, электрички то старые, состояние у них, мягко скажем, не очень, и часто случается так, что регулировка просто сбита. В итоге, у разных моторных вагонов на выходе получается разное ускорение. Ну и соответственно тот моторный вагон, который идёт резвее, будет толкать вагоны, которые расположены впереди него. В итоге по всему поезду пойдут продольные удары.
Помимо этого, в целях безопасности на каждом локомотиве, а также моторном вагоне электропоезда предусмотрены аппараты защиты. В случае серьёзной неисправности (например обрыв тормозной магистрали) схема тяги разбирается и ток на электродвигатели не идёт. Но мы же помним, что электрички у нас старые, а значит, вполне возможно, что схема тяги на одном из моторных вагонов может разобраться просто так.
А может и вовсе быть такое, что один из моторных вагонов попросту неисправен и не работает. Правда это бывает действительно редко. В электропоездах, в принципе, вагоны делятся на три типа:
- Моторные промежуточные (Мп) - вагоны, имеющие токоприёмник и тяговые электродвигатели. Именно они приводят в действие весь поезд
- Прицепные промежуточные (Пп) - это, по сути, те же пассажирские вагоны, что и в поездах дальнего следования. Они, скажем так, не принимают участия в движении электрички
- Прицепные головные (Пг) - тоже самое, что и предыдущий тип, однако оборудованы кабиной машиниста.
Так вот, в тех самых «легендарных» электричках, обычно схема следующая - головной, потом моторный, потом прицепной промежуточный, потом снова моторный, а потом опять прицепной и так далее, до последнего, головного вагона. То есть, в отличие от локомотивной тяги, где находящийся впереди локомотив тянет весь поезд, в электричке используется другой принцип - тяга разнесена по всему поезду, как раз по моторным вагонам.
Ещё стоит заметить, что моторный вагон по массе гораздо тяжелее прицепного. Чего только стоят электродвигатели, которых на моторном вагоне целых четыре (на каждую ось), а масса каждого, при этом, составляет около трёх тонн.
Так вот, это я всё к чему. Если один из моторных вагонов не выполняет свою функцию (схема тяги разобрана или ещё что), то электричка, опять же, начинает дергаться при разгоне, так как тяга не сбалансирована.
А почему электричка дергается при торможении?
Тут всё достаточно просто. Если моторными в электропоезде является только часть вагонов, то вот «тормозящими» являются абсолютно все вагоны. И здесь может быть такое, что по-разному отрегулирована тормозная рычажная передача, которая прижимает колодки к колёсам. Соответственно всё тоже самое - если один из вагонов тормозит слабее, значит он, как-бы будет набегать на впереди идущие вагоны, которые нормально тормозят.
Если же наоборот - какой-то вагон будет тормозить сильнее, то на него будут набегать задние вагоны. Как бы то ни было, по поезду всё равно пойдут продольные реакции, в виде тех самых толчков и подергиваний.
Это что касается толчков, вызванных техническими неисправностями. Ну и, конечно же, «за контроллером» может находится неопытный машинист, который ещё не успел набить руки. У него может сначала не получаться плавно вести поезд, из-за чего пассажирам может быть слегка некомфортно от толчков и ударов.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!