Найти в Дзене
Рассвет Алетейи

«Зеленый» энергопереход как символ обновления российской экономики

Все более набирающая обороты в мире глобальная «зеленая» повестка, в преломлении российских интересов представляется делом довольно спорным и даже порой угрожающим традиционным экспортным отраслям. Речь идет конечно же о глобальном «зеленом» налоге, об ограничении выбросов в атмосферу в рамках Парижских соглашений – что сильно скажется и на будущих доходах российского федерального бюджета и на общей социально-экономической обстановке в стране. Тем не менее, как отмечают эксперты и специалисты Всемирного банка в своем аналитическом докладе, опубликованном накануне в отечественных СМИ у России, парадоксальным образом, имеются неплохие возможности для экономической диверсификации именно в рамках тренда на отказ от углеродной энергетики.

Предваряя дальнейшее обсуждение надо сказать несколько фундаментальных вещей. Во-первых, необходимо понимать, что представление о секторе добычи и транспортировки тех же углеводородов исключительно в терминах их энергетического потребления и сжигания давно устарели. Еще Менделеев почти 150 лет тому назад говорил о том, что топить печь мазутом, все равно что топить ее ассигнациями. Углеводороды – это важнейший компонент химической промышленности, обеспечивающей производство тканей, пластмасс и прочих товаров на сотни и сотни миллиардов долларов ежегодно. В России, к слову, уровень первичного передела добытой нефти не слишком высок и в этой области есть куда расти и развиваться. Даже торжество электротранспорта, которое предсказывается в ближайшие десятилетия все равно оставит в повестке дня вопрос о моторных и смазочных маслах, о сопутствующей химии при производстве литий-ионных аккумуляторов, о производстве тех же композитных корпусов для автомобилей. А ведь везде самым широким образом используются продукты передела углеводородов.

-2

А во-вторых, следует понимать, что при повышении среднегодовых температур в результате глобального потепления, у России будут появляться все новые и новые транспортно-логистические возможности. Это и более легкая и всесезонная проводка транспортных караванов по Северному морскому пути, и отступление вечной мерзлоты, что приведет (помимо негативных последствий – а они есть), к высвобождению для земледелия миллионов и миллионов гектар земли в Сибири и на Дальнем Востоке.

-3

Наконец надо сказать пару слов и о том, что Россия, по аналогии с другими странами-членами Парижского соглашения вполне может торговать невыбранными квотами на выбросы углекислого газа в атмосферу. Многие финансовые аналитики справедливо указывают, что при должном уровне межгосударственного согласования может возникнуть даже биржевой рынок торговли квотами, а также производными финансовыми инструментами на их основе.

Ну и наконец самое важное – в отсутствие спроса на ископаемые виды топлива и переходе того же автотранспорта на электрическую тягу, остро встает вопрос о том, где же брать на все это энергию. Солнечная или ветровая энергия (не говоря уже о таких экзотических видах как геотермальная или приливная) даже в условиях огромных «зелёных» дотаций в странах Европы и Северной Америки могут покрывать десятки процентов от текущего уровня потребления. На этом фоне Россия, с нашими передовыми разработками в области ядерной энергетики можем стать подлинным фронтменом новой эпохи. У нас также имеются огромные запасы гидроэнергии. Собственно говоря, даже в старом советском плане электрификации ГОЭЛРО основной упор делался как раз на строительстве гидроузлов на крупных реках для обеспечения промышленности электроэнергией. Все эти разработки, при должном их финансировании и продвижении на государственном уровне может обеспечить нашей стране плавный и мягкий транзит к более «зеленой» энергетике будущего.