Иван Лизан, глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050, специально для «Репортёра»
С 1 января 2023 года компаниям для получения господдержки необходимо будет в два раза – с 50% до 25% – сократить долю офшорного – как прямого, так и косвенного – владения. Соответствующий закон 29 декабря подписал президент Путин. Исключение сделано лишь для компаний, чьи акции торгуются на российских биржах.
Офшорами государство занялось в 2013 году в рамках так называемой политики «национализации» элит, а сюжет разворачивался параллельно с деградацией отношений с США и ЕС, санкции со стороны которых стимулировали процесс деофшоризации.
Впрочем, был ещё и чисто экономический аргумент. К тому времени Россия уже стала полноправным членом ВТО, что привело к необходимости использования новых – более хитроумных – средств государственной поддержки. Одним из них стали госзакупки, анализ которых за 2014 год показал, что из 1,3 трлн рублей государственных расходов не менее 20% ушло в офшоры. Так деофшоризация стала ещё и борьбой с выводом капитала из России, т. е. его более эффективному использованию в России.
К марту 2014 года Минфин разработал законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Законопроект вызвал бурю негодования у российского частного капитала: начался процесс торга с государством об условиях проведения деофшоризации. В Госдуму после первого чтения внесли 50 поправок, но из них приняли лишь 4. Для бизнеса решили провести «мягкую» деофшоризацию, а принудительной она стала для предприятий ОПК – их просто обязали перерегистрироваться в России. Закон вступил в силу с 1 января 2015 года.
А 13 июля 2015 года Владимир Путин подписал закон, запрещающий госкомпаниям совершать закупки у офшорных компаний. В последующие 2 года из офшоров ушли компании Ротенбергов, Тимченко, Вексельберга и Усманова. Из Кипра ушёл и КамАЗ.
Но к тому времени офшоры надоели не только России и с 2018 года заработал глобальный режим автоматического обмена финансовой информацией с 80 странами мира, о создании которого страны G20 договорились в 2013 году. Уже к марту 2019 года ФНС узнала о зарубежных активах россиян в 58 странах, включая офшоры. В 2020 году для богатых россиян даже сделали отдельное управление налоговой – оно занимается работой с КИК.
С офшорами правительство с прошлого года активно пересматривает соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), что позволяет облагать выводимые туда деньги не под 2–3%, а под 15–20%. Пересмотрели СИДН с Кипром и Нидерландами. В последних, например, зарегистрированы «Яндекс» и X5 Retail (управляет торговыми сетями «Перекрёсток» и «Пятёрочка»).
Завершить офшорную историю власть планирует в 2024 году – планируется, что тогда вступит силу запрет на вывод в офшоры дивидендов без налогов и исчезнет главное преимущество офшоров — возможность оптимизировать налогообложение.
#РепортёрКолонки
Мы в Telegram: https://t.me/rusrepmedia