В одной из дискуссий, посвященной влиянию искусства на человека, нейролингвист Татьяна Черниговская задала аудитории казалось бы анекдотичный вопрос: «Почему собаки не ходят в музеи?». Но отвечая на этот вопрос, Татьяна Черниговская буквально по полочкам разложила ответ на боле серьезный вопрос: для чего нужно искусство человеку, и почему искусство, по мнению Татьяны Владимировны, является тем единственным шансом для спасения человечества.
Во-первых, что такое искусство? Татьяна Черниговская определяет его как способ познания и описания мира. Таким же способом является и наука. Но почему-то большинство людей воспринимают науку как «основное блюдо», а искусство считают «десертом», от которого можно отказаться. Это большое заблуждение, уверена Черниговская. Искусство не является ни довеском, ни второстепенной вещью. Это обязательная вещь. И вот почему.
Искусство – это не десерт
Искусство отвечает на вопрос, кем мы хотим быть, кто мы такие? Одно дело, если человек является просто владельцем ушей, носа, глаз и конечностей (как наши четвероногие соседи по планете), то тогда без искусства можно прожить. Для того чтобы воспринимать искусство, сначала нужно подготовить свой мозг. Потому что человек смотрит глазами, но видит мозгом. Слушает ушами, но слышит мозгом. И с этой точки зрения человек обладает чем-то особенным. И этим особенным не обладают другие существа, живущие вместе с нами на планете.
Искусство является тренажером для мозга. Почему так важно его тренировать? Если не учитывать генетику, человек приходит в этот мир с нейронной сетью, на которой еще нет текста. А уходим мы из этого мира с целой книгой, которая записана в нашей нейронной сети. И только от человека зависит, какое в этой книге будет содержание: это будет сложный текст, или это будут примитивные комиксы.
– Если человек будет лежать на диване полгода, то потом он не будет знать, не то что как встать с дивана, а как вообще ходить. То же самое происходит с человеком, который не тренирует свой мозг искусством, – поясняет Татьяна Черниговская. – Если человек слушает сложную музыку или сам ее играет, то его нейронная сеть становится качественно другой, она улучшается физически. И это научный факт. Но если вы не обременяете свой мозг трудной работой, тогда и не на что обижаться, там будет записан скучный и простой текст.
Чтобы тренировать свой мозг и не давать его функциям угасать, конечно, можно с этой целью интересоваться и наукой. Но, по словам Черниговской, искусство шагает впереди науки. Люди, посвятившие свою жизнь искусству, совершали такие открытия, которые наука не могла открыть или открывала спустя десятилетия. Если, к примеру, говорить о сложных зрительных объектах, то импрессионистам удалось открыть то, что сенсорная физиология смогла открыть лишь спустя несколько десятков лет.
Поэтому искусство не стоит воспринимать, как красивую декорацию или десерт. Татьяна Черниговская считает, что искусство невозможно загнать в какие-то рамки, описать или подсчитать. Тут наука бессильна. Искусство – это то, что лежит за цифровым видением и его алгоритмами.
В отличие от науки, искусство обладает и еще одной величайшей силой. Эта та единственная сила, которая может уберечь человечество от исчезновения, полагает Татьяна Черниговская. Если люди перестанут интересоваться искусством, если настоящего искусства не станет, то людьми начнут управлять те, о ком писал Иосиф Бродский.
– Мы слишком заигрались в искусственный интеллект, который, я думаю, нам еще покажет. Это уже происходит. Я вижу это каждый день. И если мы не хотим, чтобы с человечеством произошло то, о чем писал Бродский, мы должны обратиться к искусству, а не к тому, что можно взвесить и посчитать. Посмотрите, куда мы идем, и куда мы уже пришли? Если у нас и есть хоть какой-то шанс, чтобы выжить, то он находится в искусстве, – говорит Татьяна Черниговская.