По прогнозу Euler Hermes, в 2022 году в мире станет на 15% больше неплатежеспособных компаний. Причина — отмена мер поддержки со стороны правительств, которые помогали бизнесу держаться на плаву во время пандемии.
Положение бизнеса становится сложнее, а конкуренция растет. Такую тенденцию отметила почти половина российских предпринимателей (48%), принимавших участие в опросе Magram Market Research.
При этом, по мнению 60% респондентов, нельзя сказать, что количество компаний в разных сегментах значительно увеличилось — пандемия скорее обостряет соперничество между действующими бизнесами, чем стимулирует появление новых проектов.
В таких условиях судьбу компании во многом определяют конкурентные преимущества: успешная коммуникация с клиентами, возможность выпускать продукцию по низкой цене и особенности корпоративной культуры. Например то, как руководитель формулирует задачи и контролирует их выполнение.
Рассказываем, как несколько простых правил помогают получить от команды лучший результат.
1. Цель должна быть конкретной
Абстрактные требования — распространенная ошибка начинающего руководителя. Цели вроде «заработать за квартал много денег» или «стать лучшими на рынке», конечно, откликаются каждому сотруднику и на первый взгляд кажутся предельно прозрачными. Но на деле почему-то подрывают мотивацию, провоцируют отток кадров или недобросовестное исполнение обязанностей.
Увеличением прибыли и завоеванием рынка занимается любая компания. Это максимально размытые перспективы, которые не дают представления о конкретных процессах. Когда исполнитель не понимает, зачем он на самом деле совершает то или иное действие, его интерес к работе быстро сходит на нет.
Формулируйте задачи таким образом, чтобы люди чувствовали себя вовлеченными в дела компании: понимали, какой вклад они вносят в развитие конкретного предприятия, объективно оценивали уровень своих профессиональных навыков и видели возможности карьерного роста.
Показательный антипример — банковский холдинг Wells Fargo. В 1997 году сейлзы компании получили странную задачу: продавать каждому клиенту ровно 8 продуктов банка. Почему цифра должна быть именно такой, сотрудникам не сообщали, но ее достижение долго было ключевым требованием.
Ориентируясь на количественный показатель, менеджеры, которые хотели сохранить работу, оформляли дополнительные услуги без согласия клиентов. В 2016 году нашлось 2 млн кредитных карт, о существовании которых владельцы даже не догадывались. Банк оштрафовали на $185 млн.
2. Разбивайте цели на этапы и оценивайте результат
Если вы сформулировали глобальную цель на долгий период (например, на год), разделите ее на промежуточные этапы (квартал, месяц, две недели, даже несколько рабочих дней) и предложите для оценки результатов релевантные KPI.
Иначе можно обнаружить, что прогресса долго нет. Найти причину и перезапустить процессы в таком случае будет гораздо сложнее, чем если бы вы заметили трудности раньше.
Следить за сроками и эффективностью работы помогают классические методики и технологические инструменты.
Для задач в #битрикс24, например, можно устанавливать учет времени исполнения. После завершения задача попадает на проверку менеджеру. Он может оценить, сколько часов сотрудник потратил на работу, а затем принять результат или предложить исправления и доработки.
При этом масштабные задачи, например, организацию конференции, можно разделить на группу подзадач (подготовить технику, следить за регламентом, разослать приглашения, встретить гостей), за каждой из которых менеджер закрепляет ответственного сотрудника.
Также отслеживать прогресс и степень профессиональной реализации помогает «опрос 360»: в нем сотрудники анонимно дают характеристики друг другу. Опрос предлагает оценить целый ряд hard- и soft-skills вашего коллеги. После того, как мнения будут собраны, руководитель пригласит его на личную встречу для их обсуждения.
«Опрос 360» помогает корректировать планы профессионального развития и поддерживать эффективность работы, мотивацию и интерес каждого в команде.
3. Собирайте обратную связь и учитывайте ее при постановке задачи
Правильно сформулированная задача помогает решать проблемы. Но сперва убедитесь, что проблема действительно существует.
Пример — организация программ обучения. Часть ваших сотрудников может уже обладать навыками, которые остальные получат из курса. Заставляя их учиться вместе со всеми, вы потеряете несколько часов рабочего времени.
В 2020 году компания «Магнит» решила помочь сотрудникам освоить важные на удаленке навыки: научить их основам информационной безопасности, работе в Excel и эффективной онлайн-коммуникации. При этом образовательные треки были предельно персонализированы: люди проходили тесты, общались с руководителями и только потом отправлялись на курсы.
В итоге учиться приходилось только тому, в чем у сотрудника действительно не хватало компетенций. Это на 60% сократило расход времени и до 65% увеличило вовлеченность в обучение.
4. Согласуйте
Помните, что команда, для которой вы формулируете задачу, связана с другими отделами и подразделениями компании.
Существуют почти автономные бизнес-юниты. Но даже здесь важно, планируя, не допускать противоречий с чужими интересами. Если контроль качества сосредоточен на снижении процента производственного брака (то есть будет время от времени снимать часть продукции с реализации и приостанавливать процессы), а продажники — на увеличении продаж (чтобы закрывать сделки, требуется бесперебойное поступление продукта), они будут мешать друг другу.
В виртуальном рабочем пространстве структурировать задачу и контролировать ее внутреннюю непротиворечивость помогают доски, на которые выносятся все текущие процессы. В Канбане #битрикс24 руководители могут создавать и редактировать задачи, а также оставлять к ним комментарии и быстро синхронизироваться с командами.
Согласовать работу отделов и стратегические цели компании также помогает Х матрица Хосин Корни. В ней фиксируются все инициативы и список ответственных сотрудников, обозначаются зависимости проектов и проверяется соответствие всех KPI.
Другие статьи по теме:
#битрикс24 #бизнес #управлениеперсоналом