На этой картине мы видим множество людей, которые прибежали из деревни и столпились возле повозки. Некоторые просто стоят в оцепенении, а некоторые упали на колени. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину написал знаменитый художник Константин Аполлонович Савицкий, который специализировался на создании жанровых сюжетов. Не стала исключением и картина «Встреча иконы», созданная в 1878 году.
На полотне изображено прибытие чудотворной иконы Божьей матери в отдалённую деревушку. Вероятнее всего, икона оказалась в этом месте проездом — её выносят людям прямо на дороге. Местные жители несказанно рады такой небывалой удаче и не перестают молиться.
Большинство молящихся на картины — женщины. И это неудивительно, ведь мужчины находились на войне. Бабы просят Богородицу вернуть им их мужей и сыновей невредимыми.
Художник писал картину в сложный жизненный период — недавно покончила с собой его жена, а муж сестры погиб на русско-турецкой войне. На попечении Савицкого осталась вдова с двумя малолетними детьми, которых художнику приходилось обеспечивать.
Мастер пытался писать иконы на заказ для церкви, но его святые девы получались такими хорошенькими, что люди отказывались на них молиться. Церковь отказалась от услуг Савицкого, после чего он решил написать картину «Встреча иконы».
Полотно было очень хорошо воспринято зрителями и Обществом передвижников. Так писал о картине критик Владимир Стасов:
«Господин Савицкий нежданно-негаданно привёз на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают её одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».
«Встречу иконы» сразу же приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков, а вот сам Савицкий был не очень доволен тем, что его картину назвали грязной и серой. Он решил немного доработать полотно, вот только не счёл нужным согласовать это с Третьяковым. Придя в галерею с палитрой и кистями, Савицкий освежил цвет картины, в результате чего облака стали казаться розовыми.
Третьяков был просто в бешенстве, увидев обновления. Он тут же взял скипидар и стёр свежие краски, нанесённые Савицким. Причём, затаил на художника обиду за эту на долгие годы. Даже спустя 10 лет, Третьяков, увидев подпись Савицкого на картине «Утро в сосновом лесу», тотчас же сотрёт её.