Недавно мне удалось приобрести редкий рекламный проспект немецких велосипедов Dürkopp с бесцепным приводом, изданный в 1925 году... на русском языке! Брошюра чрезвычайно редкая и интересна по многим причинам. Во-первых, она показывает, что немецкая компания Dürkopp в середине 1920-х годов всерьез надеялась на популярность своей продукции на рынке Советской России. Что же - в СССР тогда главенствовала Новая Экономическая Политика (НЭП), что позволяло до поры до времени заниматься гражданам частным предпринимательством и торговлей. У некоторых советских людей водились деньги и было желание их тратить на товары не только самые необходимые в быту, но и на предметы роскоши, к которым безусловно относились качественные и высокотехнологичные немецкие велосипеды. Существовали организации, привозившие из-за рубежа первоклассную технику и продававшие её в СССР; также была возможность заказа такой техники по предоплате непосредственно у производителя.
Велосипеды с "бесцепным приводом" появились еще в конце XIX века; особенно они были популярны в США и во Франции. Аппараты эти были чуть тяжелее классических цепных, но зато имели несколько несомненных преимуществ перед ними - чрезвычайную надежность, больший клиренс, отсутствие необходимости постоянной смазки и... непревзойденную чистоту в эксплуатации - вал и две пары шестерен привода были полностью закрыты картерами, так что за полы юбок и штанины можно было не беспокоиться - они не попадут в цепь, не порвутся и не испачкаются смазкой. Закрытый механизма передачи обеспечивал долгий срок службы - все шестерни постоянно находились в масляной ванне и на них не попадала дорожная грязь. Велосипеды такого типа в обиходе обычно называют "карданниками", хотя это и технически неверно - ведь ни одного карданного шарнира в механизме нет. Более правильное название - "велосипед с приводом валом".
Судя по представленному в коллекции Веломузея рекламному проспекту, неправильное с инженерной точки зрения название "карданные велосипеды", было введено и широко использовалось самим производителями таких веломашин! Лично меня это открытие даже поразило - ранее я был уверен, что такая терминология распространялась исключительно в быту, но оказалось, что я был не прав...
В коллекции Веломузея хранится более двадцати велосипедов с приводом валом - различных производителей и разных лет выпуска, из них четыре изготовлены фабрикой Dürkopp. Фотографии одного из этих аппаратов я прилагаю к этой публикации.
В этой публикации вы можете прочитать историю компании Dürkopp Werke и посмотреть обзор превосходно сохранившегося экземпляра велосипеда Dürkopp модели Diana 47А середины 1920-х годов:
А здесь - увидеть обзор очень редкой модели Dürkopp модели Diana 46D с оригинальной двухскоростной "планетаркой":
Посмотрите также публикации, посвященные различным конструкциям велосипедов с приводом валом: