Найти тему
Андрей Мятиев

Велосипедный привод валом - почему неправильно называть его карданным. По материалам 1920-х годов из коллекции Веломузея.

Недавно мне удалось приобрести редкий рекламный проспект немецких велосипедов Dürkopp с бесцепным приводом, изданный в 1925 году... на русском языке! Брошюра чрезвычайно редкая и интересна по многим причинам. Во-первых, она показывает, что немецкая компания Dürkopp в середине 1920-х годов всерьез надеялась на популярность своей продукции на рынке Советской России. Что же - в СССР тогда главенствовала Новая Экономическая Политика (НЭП), что позволяло до поры до времени заниматься гражданам частным предпринимательством и торговлей. У некоторых советских людей водились деньги и было желание их тратить на товары не только самые необходимые в быту, но и на предметы роскоши, к которым безусловно относились качественные и высокотехнологичные немецкие велосипеды. Существовали организации, привозившие из-за рубежа первоклассную технику и продававшие её в СССР; также была возможность заказа такой техники по предоплате непосредственно у производителя.

Титульный лист рекламного каталога велосипедов Dürkopp 1925 года на русском языке из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Титульный лист рекламного каталога велосипедов Dürkopp 1925 года на русском языке из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога велосипедов Dürkopp 1925 года на русском языке из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога велосипедов Dürkopp 1925 года на русском языке из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипеды с "бесцепным приводом" появились еще в конце XIX века; особенно они были популярны в США и во Франции. Аппараты эти были чуть тяжелее классических цепных, но зато имели несколько несомненных преимуществ перед ними - чрезвычайную надежность, больший клиренс, отсутствие необходимости постоянной смазки и... непревзойденную чистоту в эксплуатации - вал и две пары шестерен привода были полностью закрыты картерами, так что за полы юбок и штанины можно было не беспокоиться - они не попадут в цепь, не порвутся и не испачкаются смазкой. Закрытый механизма передачи обеспечивал долгий срок службы - все шестерни постоянно находились в масляной ванне и на них не попадала дорожная грязь. Велосипеды такого типа в обиходе обычно называют "карданниками", хотя это и технически неверно - ведь ни одного карданного шарнира в механизме нет. Более правильное название - "велосипед с приводом валом".

Судя по представленному в коллекции Веломузея рекламному проспекту, неправильное с инженерной точки зрения название "карданные велосипеды", было введено и широко использовалось самим производителями таких веломашин! Лично меня это открытие даже поразило - ранее я был уверен, что такая терминология распространялась исключительно в быту, но оказалось, что я был не прав...

Страница из рекламного каталога велосипедов Dürkopp 1925 года на русском языке, показывающая метод замены камеры заднего колеса без демонтажа привода. Откручиваются две гайки и задняя часть рамы проворачивается вверх, открывая доступ к покрышке и камере. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного каталога велосипедов Dürkopp 1925 года на русском языке, показывающая метод замены камеры заднего колеса без демонтажа привода. Откручиваются две гайки и задняя часть рамы проворачивается вверх, открывая доступ к покрышке и камере. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Описание дамского карданного велосипеда модели Diana 47А. Велосипед этой модели в прекрасном состоянии имеется в коллекции Веломузея. Страница из рекламного каталога велосипедов Dürkopp 1925 года на русском языке из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Описание дамского карданного велосипеда модели Diana 47А. Велосипед этой модели в прекрасном состоянии имеется в коллекции Веломузея. Страница из рекламного каталога велосипедов Dürkopp 1925 года на русском языке из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекции Веломузея хранится более двадцати велосипедов с приводом валом - различных производителей и разных лет выпуска, из них четыре изготовлены фабрикой Dürkopp. Фотографии одного из этих аппаратов я прилагаю к этой публикации.

В этой публикации вы можете прочитать историю компании Dürkopp Werke и посмотреть обзор превосходно сохранившегося экземпляра велосипеда Dürkopp модели Diana 47А середины 1920-х годов:

А здесь - увидеть обзор очень редкой модели Dürkopp модели Diana 46D с оригинальной двухскоростной "планетаркой":

Посмотрите также публикации, посвященные различным конструкциям велосипедов с приводом валом:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Дамский карданный велосипед Dürkopp модели Diana 47А середины 1920-х годов в прекрасном состоянии - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский карданный велосипед Dürkopp модели Diana 47А середины 1920-х годов в прекрасном состоянии - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский карданный велосипед Dürkopp модели Diana 47А середины 1920-х годов в прекрасном состоянии - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дамский карданный велосипед Dürkopp модели Diana 47А середины 1920-х годов в прекрасном состоянии - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.