Найти тему
Андрей Мятиев

Футуристичный китайский велосипед Mobike с консольными колесами и приводом валом для бесстанционного велопроката - из коллекции Веломузея.

В коллекции Веломузея хранится не только множество исторических велосипедов, но и некоторое количество практически современных веломашин. Они представляют собой нынешнее положение велосипедной индустрии и большинство из них когда-нибудь станет не только коллекционными, но и, как я предполагаю, даже классическими. Довольно интересно попытаться угадать, какие именно современные «велики» будут представлять интерес для коллекционеров через много лет? Как мне думается, относительно недавно появившийся и распространившийся по всему миру феномен байкшеринга - системы проката велосипедов без базовых станций - представляет интерес для велоистории. Среди фирм, ставших пионерами таких сервисов, выделяется китайская компания Mobike, основанная в 2015 году и в настоящее время, похоже, уже прекратившая свое существование. В коллекции Веломузея хранится три различных модели велосипедов Mobike, переданные мне бывшим представителем этой компании в России. Велосипеды очень интересны как своей конструкцией, так и концепцией, представляющей различные взгляды на то, каким должен быть прокатный байк.

Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Для начала расскажу немного об истории компании Mobike: она основана 27 января 2015 года журналисткой и предпринимателем Ху Вэйвэй в Пекине. Соучредителем выступил Ван Сяофэн, генеральный менеджер Шанхайского офиса Uber, также известный под своим английским именем Дэвис Ван. Mobike (китайский : 摩 拜 单车; пиньинь : mó bài dān chē), также известный как Meituanbike, основанный Beijing Mobike Technology Co., Ltd. (китайский : 北京 摩拜科 技 有限公司), это бесстанционная система проката велосипедов со штаб-квартирой в Пекине, Китай.

Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Желая эксплуатировать велосипеды с определенными характеристиками, не выпускавшиеся сторонними производителями, компания разработала и организовала производство собственных байков, начавшееся с апреля 2016 года. По состоянию на 2018 год Mobike работал более чем в 200 городах и 19 странах по всему миру. По количеству велосипедов она являлась крупнейшим в мире оператором общественных (для аренды) велосипедов, что сделало Шанхай крупнейшим в мире городом для проката велосипедов в декабре 2016 года.

Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В апреле 2018 года Mobike была приобретена китайской веб-компанией Meituan-Dianping за 2,7 миллиарда долларов США. В декабре 2018 года Ху Вэйвэй ушла с поста генерального директора по «личным причинам».

Согласно описанию компании, велосипеды Mobike предназначены для решения «проблемы последней мили», в которой люди оказываются слишком далеко от пункта назначения, чтобы идти пешком, но чересчур близко, чтобы оправдать затраты или задержку для поиска такси. Как раз здесь и может помочь бесстанционный велопрокат.

Как организовано пользование велосипедами. Сперва пользователь скачивает мобильное приложение и вводит в него данные банковской карты. За первую поездку возьмут депозит, но сама поездка будет бесплатной. Дальше счёт можно пополнять по мере надобности, деньги списываются автоматически, стоит нажать на соответствующую кнопку в приложении. Неизрасходованные средства так же легко можно вернуть назад. Приложение универсально для всех стран – одна регистрация обеспечивает пользование Mobike, где бы вы ни находились.

Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Приложение определяет местоположение пользователя и выводит на экран ближайшие к нему велосипеды. Велосипед можно забронировать. На то, чтобы забрать его, дается 15 минут. Колеса запаркованных велосипедов заблокированы с помощью электронного замка. Для разблокировки надо считать с помощью смартфона QR-код, расположенный на руле или в районе заднего колеса. После окончания поездки колесо надо снова заблокировать - это делается вручную.

В Китае бесстанционный велопрокат столкнулся с массой проблем – пользователи не мотивированы сохранять велосипеды, ломают их и бросают где попало, используют подставные аккаунты, что приводит к скоплению велосипедов в местах, неудобных для их использования. В Европе ситуация оказалась более благоприятной и таких проблем не наблюдалось. В целом, европейский опыт оказался более успешным.

Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Классический Mobike - это первая стандартная и самая массовая модель. Велосипед имеет шасси из алюминиевого сплава с консольным креплением колес и приводом валом. Крепление колес при это нестандартное и использовать их на других велосипедах без коренной переделки нельзя. Вообще, на велосипедах практически не используются стандартные комплектующие – это сделано для предотвращение краж частей. Байк оснащен непрокалывающимися шинами и дисковыми тормозами специальной конструкции. Высота седла не имела быстрой регулировки и байки не оснащались багажниками. Работу светооборудования и электронного замка обеспечивал встроенный генератор в паре с аккумуляторной батареей. Велосипед очень тяжел – его вес составляет около 25 кг. Байки имеют невысокую ростовку и ездить на них рослым пользователям не очень удобно.

Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

По опыту эксплуатации велосипедов в 2017 году было создано второе поколение классической модели, уже имевшее регулируемое по высоте седло и мощный багажник, интегрированный в переднюю часть рамы. В коллекции Веломузея имеется как раз классическая модель второго поколения. Именно такие велосипеды предполагалось использовать на улицах Санкт-Петербурга, но проект так и не был реализован.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Китайский велосипед Mobike для бесстанционного велопроката 2018 года выпуска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.