В коллекции Веломузея хранится не только множество исторических велосипедов, но и некоторое количество практически современных веломашин. Они представляют собой нынешнее положение велосипедной индустрии и большинство из них когда-нибудь станет не только коллекционными, но и, как я предполагаю, даже классическими. Довольно интересно попытаться угадать, какие именно современные «велики» будут представлять интерес для коллекционеров через много лет? Как мне думается, относительно недавно появившийся и распространившийся по всему миру феномен байкшеринга - системы проката велосипедов без базовых станций - представляет интерес для велоистории. Среди фирм, ставших пионерами таких сервисов, выделяется китайская компания Mobike, основанная в 2015 году и в настоящее время, похоже, уже прекратившая свое существование. В коллекции Веломузея хранится три различных модели велосипедов Mobike, переданные мне бывшим представителем этой компании в России. Велосипеды очень интересны как своей конструкцией, так и концепцией, представляющей различные взгляды на то, каким должен быть прокатный байк.
Для начала расскажу немного об истории компании Mobike: она основана 27 января 2015 года журналисткой и предпринимателем Ху Вэйвэй в Пекине. Соучредителем выступил Ван Сяофэн, генеральный менеджер Шанхайского офиса Uber, также известный под своим английским именем Дэвис Ван. Mobike (китайский : 摩 拜 单车; пиньинь : mó bài dān chē), также известный как Meituanbike, основанный Beijing Mobike Technology Co., Ltd. (китайский : 北京 摩拜科 技 有限公司), это бесстанционная система проката велосипедов со штаб-квартирой в Пекине, Китай.
Желая эксплуатировать велосипеды с определенными характеристиками, не выпускавшиеся сторонними производителями, компания разработала и организовала производство собственных байков, начавшееся с апреля 2016 года. По состоянию на 2018 год Mobike работал более чем в 200 городах и 19 странах по всему миру. По количеству велосипедов она являлась крупнейшим в мире оператором общественных (для аренды) велосипедов, что сделало Шанхай крупнейшим в мире городом для проката велосипедов в декабре 2016 года.
В апреле 2018 года Mobike была приобретена китайской веб-компанией Meituan-Dianping за 2,7 миллиарда долларов США. В декабре 2018 года Ху Вэйвэй ушла с поста генерального директора по «личным причинам».
Согласно описанию компании, велосипеды Mobike предназначены для решения «проблемы последней мили», в которой люди оказываются слишком далеко от пункта назначения, чтобы идти пешком, но чересчур близко, чтобы оправдать затраты или задержку для поиска такси. Как раз здесь и может помочь бесстанционный велопрокат.
Как организовано пользование велосипедами. Сперва пользователь скачивает мобильное приложение и вводит в него данные банковской карты. За первую поездку возьмут депозит, но сама поездка будет бесплатной. Дальше счёт можно пополнять по мере надобности, деньги списываются автоматически, стоит нажать на соответствующую кнопку в приложении. Неизрасходованные средства так же легко можно вернуть назад. Приложение универсально для всех стран – одна регистрация обеспечивает пользование Mobike, где бы вы ни находились.
Приложение определяет местоположение пользователя и выводит на экран ближайшие к нему велосипеды. Велосипед можно забронировать. На то, чтобы забрать его, дается 15 минут. Колеса запаркованных велосипедов заблокированы с помощью электронного замка. Для разблокировки надо считать с помощью смартфона QR-код, расположенный на руле или в районе заднего колеса. После окончания поездки колесо надо снова заблокировать - это делается вручную.
В Китае бесстанционный велопрокат столкнулся с массой проблем – пользователи не мотивированы сохранять велосипеды, ломают их и бросают где попало, используют подставные аккаунты, что приводит к скоплению велосипедов в местах, неудобных для их использования. В Европе ситуация оказалась более благоприятной и таких проблем не наблюдалось. В целом, европейский опыт оказался более успешным.
Классический Mobike - это первая стандартная и самая массовая модель. Велосипед имеет шасси из алюминиевого сплава с консольным креплением колес и приводом валом. Крепление колес при это нестандартное и использовать их на других велосипедах без коренной переделки нельзя. Вообще, на велосипедах практически не используются стандартные комплектующие – это сделано для предотвращение краж частей. Байк оснащен непрокалывающимися шинами и дисковыми тормозами специальной конструкции. Высота седла не имела быстрой регулировки и байки не оснащались багажниками. Работу светооборудования и электронного замка обеспечивал встроенный генератор в паре с аккумуляторной батареей. Велосипед очень тяжел – его вес составляет около 25 кг. Байки имеют невысокую ростовку и ездить на них рослым пользователям не очень удобно.
По опыту эксплуатации велосипедов в 2017 году было создано второе поколение классической модели, уже имевшее регулируемое по высоте седло и мощный багажник, интегрированный в переднюю часть рамы. В коллекции Веломузея имеется как раз классическая модель второго поколения. Именно такие велосипеды предполагалось использовать на улицах Санкт-Петербурга, но проект так и не был реализован.