Найти тему
Т-34

«И в степи приволжской за родную Вязьму ворога карает он сталью и огнем» — о подвиге танкиста Дмитрия Шолохова

В Википедии есть список советских танкистов, у которых на счету большое количество побед. В этом списке среди известных танкистов-асов занимает достойное место Дмитрий Дмитриевич Шолохов.

☆ ☆ ☆

Шолохов Дмитрий Дмитриевич родился в 1920 году в Вязьме. Окончив школу-семилетку, продолжил учебу в вечерней школе. Д. Шолохов мечтал стать танкистом. Окончил курсы вождения автомобилей. Работал на маслозаводе. В 1938 году по линии военкомата был направлен в Саратовское танковое училище. Учился на отлично, являлся отличником боевой и политической подготовки. Командование училища присылало благодарственные отзывы.

Боевое крещение Д.Д. Шолохов получил на советско-финляндской войне. Экипаж его машины уничтожил несколько огневых точек противника, подавил два дота, уничтожил вражеское орудие.

Начало войны застало Шолохова на западной границе. Летом 1942 года развернулись ожесточенные бои на харьковском направлении. 30 июня 1942 года тридцатьчетверка командира взвода 158-й танковой бригады 13-го танкового корпуса 21-й армии ЮгоЗападного фронта старшего лейтенанта Дмитрия Дмитриевича Шолохова стояла в засаде на предполагаемом пути следования гитлеровских частей...

Рассказывает Дмитрий Дмитриевич Шолохов:

«Было это летом 1942 года на Юго-Западном фронте. В июне немецкое командование рассчитывало разгромить наши войска, обороняющиеся на Воронежском направлении, окружив часть их западнее Старого Оскола, а затем выйти на реку Дон от Воронежа до новой Калитвы и захватить плацдарм на ее левом берегу. Наша танковая часть получила приказ: занять оборону одного из участников фронта.
Моему танковому взводу была поставлена задача: выдвинуться вперед на два километра от расположения основных сил нашей части, организовать засаду и в случае появления танков противника подпустить их на близкое расстояние и расстреливать в упор. Я успел выдвинуть в засаду только свой танк, остальные машины взвода находились в расположении части.
Экипаж выбрал место засады. Танк ночью был вкопан в землю на скате одной из высот. Впереди и справа находился глубокий неповторимый для вражеских танков овраг шириной около 50 метров. Овраг зарос небольшим кустарником. Это давало возможность замаскировать танк. За оврагом проходила дорога, которая, с высоты хорошо нами просматривалась. Дорога вела к небольшому селу. Причем перед самым населенным пунктом и в населенном пункте она проходила между оврагами. Таким образом, танки противника могли двигаться только по ней. Мною было принято решение подпустить машины на близкое расстояние, дать им возможность втянуться по дороге меду оврагами и только тогда открывать огонь. Расстояние от танка до дороги на этом участке было не более 100 метров, поэтому надо было соблюдать тщательную маскировку.
Мне было известно, что противник сосредоточил на этом участке большое количество танков.
-2
Рано утром 30 июня после артиллерийской и авиационной подготовки фашисты перешли в наступление. Вражеская авиация сильными группами по 100-150 самолетов непрерывно поддерживала свои танки и пехоту. Одновременно часть бомбардировочной авиации противника наносила удары по районам сосредоточения армейских и фронтовых резервов, а также по командным пунктам и узлам связи. Противник начал бомбить и боевые порядки нашей части.
Вражеские танки вышли на высоту, которая находилась от нас на расстоянии 700 метров, и начали простреливать местность. Впереди нас действовала рота нашей пехоты, которая под натиском противника вынуждена была отступить. Танки с высоты начали спускаться по дороге, вытянувшись в колонну и, не ожидая никакого сопротивления, двигались без всяких мер предосторожности. Машины, грохоча, двигались с открытыми люками, пехота шла во весь рост. Отчетлива была видна фашистская свастика на танках, слышен лязг гусениц. Расстояние до нас сокращалось. Вот они подошли уже к населенному пункту. Я ударил по головному танку, он загорелся; потом обрушил огонь на середину колонны. Началась паника. Задние танки с высоты по дороге не могли развернуться, так как дорога узка, а справа и слева овраг. Мы видели, как танки, пытаясь развернуться, падали в овраг. Почти после каждого нашего выстрела танки врага загорались. Фашистские танкисты пытались выпрыгивать из горящих машин, но тут же падали подкошенные нашим пулеметчиком.
Я стрелял по колонне с высоты, как бы сверху вниз, и это затрудняло стрельбу немецких танков. Я следил за поворотом башен танков врага. Те, которые поворачивали пушки в нашу сторону, уничтожались в первую очередь.
Бой в засаде продолжался не более двух часов. За это время наш экипаж уничтожил 18 фашистских танков. После, когда уже не осталось бронебойных снарядов, наш танк на большой скорости вышел из укрытия и вошел в расположение части. Вернувшись в свою часть, мы пополнили машину боеприпасами и снова вступили в бой. Теперь мы уже действовали открыто и вели огонь с коротких остановок, долго не задерживаясь на одном месте. Бой продолжался до позднего вечера. В течение дня наш экипаж уничтожил еще семь вражеских танков и много пехоты».

В 1942 году ему, 22-летнему лейтенанту-комсомольцу, за подвиги в бою присвоено звание Героя Советского Союза.

Из наградного листа о представлении к званию Героя Советского Союза старшему лейтенанту Шолохову Дмитрию Дмитриевичу, командиру взвода 349-го танкового батальона 158-й танковой бригады 13-го танкового корпуса 21-й армии ЮгоЗападного фронта. Даты подвига: 11.06.1942-30.06.1942. Приказ подразделения от 02.12.1942. Источник: pamyat-naroda.ru
Из наградного листа о представлении к званию Героя Советского Союза старшему лейтенанту Шолохову Дмитрию Дмитриевичу, командиру взвода 349-го танкового батальона 158-й танковой бригады 13-го танкового корпуса 21-й армии ЮгоЗападного фронта. Даты подвига: 11.06.1942-30.06.1942. Приказ подразделения от 02.12.1942. Источник: pamyat-naroda.ru

В ноябре 1943 года изданием фронтовой газеты «Сталинское знамя» была выпущена листовка «Слава Герою Советского Союза Дмитрию Шолохову!». В листовке было опубликовано стихотворение советских поэтов З. Каца и М. Талалаевского «Песня о танкисте Шолохове». К сожалению, не все слова удалось разобрать (непонятные места отметил троеточием).

ПЕСНЯ О ТАНКИСТЕ ШОЛОХОВЕ

На степной высотке —
Тайная засада,
Кованная башня
За врагом следит.
Крепкая обида,
Горькая досада
У танкиста Шолохова
На душе горит.

Грохот вражьих танков
По степи ...
Обжигает сердце
Ненависти жар.
Шолохов ударит —
Враг не шелохнется,
Вот такой у парня
Яростный удар!

Парень жаждет мести!
Он забудет разве,
Что разрушил немец
Материнский дом?
И в степи приволжской
За родную Вязьму
Ворога карает он
Сталью и огнем.

От горящих танков
Дым над степью вьется.
Хорошо пылает
На ветру пожар!
Шолохов ударил —
Враг не шелохнется,
Вот такой у парня
Яростный удар!

Русская сторонка —
Частая работа.
Шолохов дерется
Точно исполин —
И огнем ...
Батальон пехоты,
Стынут черным хламом
Двадцать пять машин.

По стране родимой
Песня разольется,
И народ прославит
Богатырский дар.
Шолохов ударит —
Враг не шелохнется,
Вот такой у парня
Яростный удар!

-4

В 1943 году он был направлен для продолжения учебы в Москву, в бронетанковую академию им. Сталина. Потом он окончил академию Генштаба. Направлен был на службу в г. Петрозаводск, Одессу, Германию (г.Вюнсдорф), и Москву, работал в Генштабе до 1976 года. Демобилизовался в чине полковника. Был тяжело болен. Умер 27 июня 1983 года.