У победы в Сталинградской битве много имён. Столь эпохальное событие имеет множество творцов, и вклад каждого – бесценен, будь то командир, солдат, или даже животное(так мыши вывели из строя немецкие танки, а уличная кошка доставляла секретные донесения в штабы).
Одним из ключевых эпизодов, решившим исход битвы, стал танковый рейд генерала Баданова. Однако этому событию предшествовало другое, не менее значимое, но почти забытое – подвиг комкора Шапкина, купировавшего немецкое контрнаступление. Расскажем подробнее о самом генерале Шапкине и о том, как он остановил вражеское наступление, фактически предрешив исход генерального сражения 1942-43гг.
Биография
Для начала рассмотрим биографию генерала. Тимофей Тимофеевич Шапкин родился в 1885 году в хуторе Семимаячный. Принадлежал к казачьему сословию, и именно в Войске Донском начал свою службу в 1906 году.
Когда грянула Первая мировая, отправился на фронт, где заслужил три георгиевских креста. Дослужился до звания подхорунжего.
После Октябрьской революции, как и многие казаки, изначально поддержал большевиков. Следует отметить, что казаки, в целом, позитивно восприняли революцию и какое-то время охотно сотрудничали с большевиками. Однако постепенно политика большевиков всё больше вызывала недовольство у казачества. Всё чаще в станицах вспыхивали восстания, и, наконец, казаки окончательно встали против красных – ¾ казаков, участвовавших в гражданской войне, поддержали белых.
В то же время нередко казаки проявляли удивительную неорганизованность: так, в ноябре 1918 на позиции казаков пришли агитаторы, и в скором времени большая часть часовых разбежалась, благодаря чему Донской фронт рухнул практически без боя, а летом 1919, во время генерального наступления Деникина, казаки, выбив красных с Дона, разбрелись по станицам, тем самым ослабив и без того немногочисленную армию белых.
В 1920 году красные вновь пришли на Дон. Казачьи войска были деморализованы и часто бросали позиции без сопротивления. На Кубани массовая сдача в плен ускорила крушение фронта и окончательный разгром деникинцев. Многие переходили на сторону красных. Среди них оказался и подъесаул Шапкин. В РККА он попал в будённовскую армию в качестве комполка.
Оказанное доверие Шапкин оправдал сполна, проведя ряд успешных операций против польских интервентов, затем – во время разгрома врангелевцев в Крыму, за что был удостоен двух орденов Красного Знамени.
В межвоенное время, однако, отдыхать ему не приходилось – в скором времени Шапкина отправили в Среднюю Азию на борьбу с басмачами. В 1929 году принял участие в воздушно-десантной операции против банды Фузайл Максума, захватившей город Гарм, а в 1931 усилиями комбрига Шапкина был взят в плен неуловимый в течение многих лет Ибрагим-Бек.
Так комбриг Шапкин получил третий орден Красного Знамени, и был снят с учёта бывших белогвардейцев.
Сам Тимофей Тимофеевич при том оставался человеком сугубо военным, в политику не лез. Лишь в 1938 году Шапкин, наконец, вступает в ряды ВКП(б). В 1941 году получает в своё распоряжение 4-й кавалерийский корпус, с которым ему и суждено будет впоследствии остановить прорыв вражеских войск под Сталинградом.
Операция «Зимняя буря»
В декабре 1942 года войска «Оси» получают подкрепления – из Франции была переброшена панцер-дивизия, и Манштейн решает начать операцию «Зимняя буря». Предполагалось найти брешь в обороне РККА и нанести неожиданный танковый удар по позициям советских войск, отрезать фланги и прорваться к окружённым частям 6-й армии Паулюса.
Поначалу замысел удался – войска Манштейна прорвали оборону на нескольких участках фронта, и в какой-то момент стало казаться, что вот-вот немецкие части достигнут цели и деблокируют окруженцев. Войска Манштейна и Паулюса разделяли каких-то 30-40 километров.
Советское командование тут же бросило все силы на ликвидацию прорыва. Ближе всех оказался корпус генерал-лейтенанта Шапкина. Времени на раздумья не было, и Шапкин приказал немедленно вступить в неравный бой у Котельниково. Вверенные ему части понесли большие потери, однако сумели задержать противника, нанеся ему чувствительные потери. Солдатами 4-го кавалерийского корпуса было уничтожено около 20 танков, а также множество солдат и офицеров противника.
Комкор Шапкин, фактически, сумел удержать фронт в критический момент, когда операция оказалась на грани срыва. После прибытия подкреплений, наступление войск «Оси» захлебнулось окончательно.
Бой у Котельниково, фактически, предрешил исход важнейшего сражения Великой Отечественной. Последним гвоздём в крышку гроба 6-й армии Паулюса стал Тацинский рейд, уничтоживший базу снабжения. За это сражение Шапкин был награждён Орденом Кутузова II степени. В представлении к награде говорилось:
«...успех контрнаступления кавалерийских частей предопределили: правильный выбор направления главного удара и момент перехода их в наступление, четкое взаимодействие с танковыми и механизированными соединениями, скрытность подготовки операции, умелые действия кавалерийских войск под прикрытием артиллерийского и авиационного наступления»
Позднее комкор Шапкин принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону. Однако по прошествии всего полутора месяцев, генерал скончался от кровоизлияния в мозг. Случилось это неожиданно, и вовсе не в госпитале, а прямо в штабквартире командующего фронтом. Похоронен с воинскими почестями в Ростове-на-Дону.
На примере Шапкина мы можем оценить масштаб роли личности в истории. К сожалению, некоторые творцы победы оказались практически забыты потомками, причём – незаслуженно. Что, конечно, не умаляет их заслуг перед страной.
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!