Найти тему
Заметки мамы-училки

Ребенок плохо учится. А когда вы в последний раз его хвалили? Повышаем успеваемость приятным методом

Оглавление

Вот он приходит из школы домой, вот вы спрашиваете его об успехах в учёбе и смотрите его дневник (бумажный или электронный - это у кого как). А там - сплошь плохие отметки. Да и ребенок как-то не особо разговаривает с вами об учебе или отвечает просто "нормально". Хотя ничего не нормально. Если такая ситуация вам знакома, тогда эта статья для вас. Расскажу о моих учениках-двоечниках, как они исправились и дам несколько полезных советов для родителей из своего опыта.

Во-первых, зачем сразу, с порога, начинать расспрашивать: "Как в школе? Что получил? Спрашивали сегодня?" и т.д.

Что слышит ребенок в этих фразах: маме интересны только мои отметки, а не я сам. Я, возможно, сегодня девочке помог рюкзак донести тяжелый или друг на ДР позвал, все мысли о его празднике, а мама про оценки спрашивает!

Совет первый: не спрашивать о школьных отметках и об учебе сразу с порога.

У меня на эту тему была отдельная статья, где более подробно я описывала этот психологический момент доверительного общения с ребенком-школьником. Что нужно спрашивать и когда, как реагировать на ответ "нормально" и "хорошо", как "выудить" из подростка подробности, всё здесь:

Во-вторых, вот вы смотрите его дневник с плохими отметками. Хорошие отметки вы при этом видите? Спросите себя сами и ответьте откровенно. Глаза, может, и видят пятерки, а рот спрашивает:

- За что ДВА по русскому?

pixabay.com
pixabay.com

Что на самом деле чувствует ребенок: я сегодня на ИЗО такой красивый рисунок нарисовал, учительница даже всему классу показала, пять с плюсом поставила, мама посмотрела бы, а она только двойки видит. Её интересуют только двойки, а не мои успехи.

Совет второй: сначала обратить внимание на успехи ребенка в учёбе, и только потом спросить про неуспехи.

Я сама часто грешу тем, что вижу прекрасно пятёрки в дневнике сына, но глаза мои режут именно его тройки. Начинаю спрашивать: откуда, за что, что был такой невнимательный, что не понял и т.д. А про пятёрки и не спрашиваю. Так нельзя! Перебороть это в себе сложно, но можно. Когда я сначала хвалю его за пятерки или просто за аккуратность в тетрадях, настроение у нас с ним сразу повышается. С таким настроением потом как-то легче обсудить и тройки. Ребенок видит, что маме не только плохие отметки интересны, но и его успехи. Доверительный и позитивный контакт налажен.

В-третьих, ругаете за двойки. А как поощряете за пятёрки? Хвалите ли вы вообще ребенка?

У меня были ученики, с которыми я занималась и повышала успеваемость. Родители их не хвалили. Просто нанять репетитора и ждать, когда с неба на ребенка повалятся пятёрки - глупо! Родителям нужно самим тоже приложить усилия.

Первый ученик был во 2 классе. У него сестра - круглая отличница, умница, на кружки, на секции ходит, всё успевает. А вот братец ничего не успевает и никуда не ходит, учится, как вы поняли, плохо. Что делали родители? Постоянно хвалили перед ним сестру:

- Посмотри, какая молодец! По всем предметам пятёрки! Уроки делает за полчаса, а ты сидишь до ночи. И ничего не можешь без нашей помощи сделать! И не стыдно тебе за свои двойки?

Что слышит ребенок: моя сестра лучше меня, я родителям ТАКОЙ не нужен, нет желания что-то исправлять и делать. У сестры всё равно получится лучше!

Совет третий: никогда не сравнивайте своего ребенка с более успешными братьями/сестрами/друзьями/одноклассниками. Сравнивайте его с самим собой. Его неуспехи с его успехами. Например, полгода назад ты писал плохо, а сейчас уже немного ровнее. Или: месяц назад такие примеры ты решить не мог, а сейчас как орешки щелкаешь.

Я сначала посоветовала родителям похвалить брата в чем-то, найти то, что он сделает лучше сестры. Мальчик на следующий урок бежал ко мне радостный: "Мама сказала, что я лучше сестры помогаю убираться со стола и мою посуду". Вот уже и настроение у него другое появилась. Уже плюс. Наше занятие прошло в тот день на "отлично". Потом я посоветовала родителям хвалить сына за его даже небольшие успехи в учебе. Всё равно одни сплошные двойки он не получал, а были и хорошие отметки. На них мы с родителями и акцентировали внимание, а на двойки обращали внимание потом.

От похвалы родителей настроение у мальчика улучшилось. Появилось желание учиться, делать уроки самому, чтобы родители хвалили ещё и ещё. Он занимался теперь со мной усерднее, хотел получать хорошие отметки. Родители разделяли с ним радость от пятёрок. Это было бесценно.

Так успеваемость ученика повысилась.

Конечно, от одной похвалы не стоит ждать опять-таки пятёрок с небес. Надо прикладывать усилия к их получению.

Родителям важно не ругать за двойки, а показать и рассказать, как их лучше исправить, что повторить, как позаниматься. И поддержать ребенка в дополнительных занятиях, подбодрить и повысить настроение, если заниматься ему не хочется. Если ругать школьника - настроение у него от этого не повысится, и учиться не захочется ещё сильнее.

Важно показать свое неодобрение двойкой, но без крика и наказаний. Например, как-то так:

- Сегодня ты получил двойку! МНЕ это очень не нравится! На прошлой неделе у тебя была по этому предмету четверка. Значит, ТЫ МОЖЕШЬ лучше! Давай постараемся исправить двойку. Я помогу тебе. Ты справишься! И в четверти выйдет хорошая отметка.

После таких слов появляется желание исправить двойку. Даже у вас появилось.

Ещё был у меня один ученик, родители которого начали больше хвалить его, а я нашла способ не акцентировать внимание на отметках и оценивать его работы без них. Самооценка у ребенка поднялась и успеваемость улучшилась. Подробнее в этой статье:

Похвалу я называю приятным методом повышения успеваемости. Ласковое слово и кошке приятно, а ребенку тем более.

Ставьте "нравится", если было полезно. Пишите в комментариях, не забываете ли хвалить своих детей?