«Все приятные вещи или вредные, или аморальные, или от них толстеют»
(С) Фаина Раневская
Хорошо быть блогером. Сидишь, пишешь статью по Русагро – и тут тебе – ррраз! – подписчик шлет в личку статью аналитика с критикой как раз по Русагро. Удобно, что ни говори ))
Особенно интересно, что я, например, считаю результаты Русагро за третий квартал очень достойными, а мой заочный оппонент – наоборот – весьма результатами компании в третьем квартале разочарован. Интересно было ознакомиться с противоположной точкой зрения.
Так хорошие у Русагро результаты в третьем квартале или плохие? И чего вообще от компании стоит ждать в будущем?
Как обычно – не нагнетая интригу, сразу отвечу коротко, для нетерпеливых: результаты у компании отличные и саму компанию я считаю привлекательной для инвестиций, что и буду обосновывать в статье (никаких инвестиционных рекомендаций, конечно – только рассуждения). А почему – давайте разбираться.
Для начала неплохо бы разобраться, «что такое «хорошо», и что такое – «плохо» ))
Русагро – крупнейший в стране публичный агрохолдинг. Производит широкий спектр сельхоз продукции. Прежде всего - масложировую продукцию, свинину, сахар.
Любимой фразой аналитиков про Русагро стало «бенефициар продовольственной инфляции». Давайте подробнее остановимся на этом.
Наверняка, ни для кого из нас, россиян не секрет, что именно продовольственная инфляция у нас в стране опережает всю остальную (хотя и непродовольственная инфляция, заметим в скобках, совсем даже не стоит на месте). Достаточно сходить в любой супермаркет, чтобы понять – продукты питания подорожали за год куда сильнее, чем на официальные 8% инфляции. Эксперты говорят об 11% продовольственной инфляции, при этом признавая, что отдельные виды продуктов выросли в цене за год более чем в полтора раза.
Что эти проблемы с высокой продовольственной инфляцией в стране (и в мире тоже, кстати) означают для Русагро?
Несколько моментов.
1. Цены на продовольствие растут, опережая все остальные цены, что позволяет компании отлично зарабатывать на своей продукции.
2. Цены растут НЕ ТОЛЬКО на продовольствие – что уменьшает прибыль компании (затраты на удобрения, ГСМ, зарплату и т.п – тоже растут).
3. Правительство не может смотреть спокойно на постоянно растущие цены на продовольствие – это создает постоянные риски ограничения отпускных цен со стороны правительства. (О таких планах мы слышим в СМИ и это выглядит более чем реально).
Таким образом, фактор инфляции и прежде всего – продовольственной инфляции – это один из важных факторов в оценке перспектив компании.
Пока что можно определенно сказать, что этот фактор работает на пользу Русагро, а не против компании. Русагро повышает цены на свою продукцию темпами, опережающими рост затрат. При этом прогнозы по росту цен не самые оптимистичные – на свинину, например, в следующем году ожидается стагнация цен или даже спад. Но Русагро выигрывает в данном случае от диверсификации своего бизнеса – есть, например, масложировой сегмент, где цены растут стабильно и прогнозы по ценам оптимистичные.
Чтобы не быть голословным – давайте посмотрим на цифры из отчета компании по МСФО за девять месяцев этого года. Масложировой сегмент бизнеса дал в третьем квартале самый крупный прирост по выручке - выручка выросла с 54 до 94 млрд рублей (а всего выручка компании составила 157 миллиардов рублей). Далее в статье мы немного подробнее остановимся на отчете – разберем, чем же он, на мой взгляд, так хорош, и почему мог не понравиться отдельным аналитикам.
Для сравнения, в худшем положении, чем Русагро, оказался, например, холдинг Черкизово. Там рост себестоимости начинает обгонять рост прибыли. И если такая тенденция сохранится – то акции холдинга будут находиться под существенным давлением.
Проблема Черкизово – производство только мяса, причем сосредоточение на курице – социально значимом виде мяса, где цены находятся под контролем правительства. Как я писал выше – у Русагро есть чуть больше простора для маневра в силу большей диверсификации бизнеса.
Итак – первый важный фактор инвестиционной привлекательности – глобальная и российская продовольственная инфляция. Ставим этот фактор в плюс для компании. При этом лично мне не кажется, что обуздание инфляции (особенно продовольственной и особенно в мировом масштабе – это решаемый в ближайшие годы вопрос).
Почему так однозначно про неизбежность продолжения тренда глобального роста цен на еду?
С одной стороны, в мире растет население. А каждый человек хочет кушать – тут уж ничего не поделаешь.
С другой стороны – растет благосостояние беднейших стран – и если на айфоны там пока не хватает, то потребление масла и мяса уже растет (пустой рис больше не едят).
С третьей стороны – растет денежная масса – и ее эмиссию тоже никто всерьез не ограничивает.
Все три вышеизложенных аспекта создают синергию для роста цен на продовольствие.
Так что фактор продовольственной инфляции, как мне представляется, – это фактор долгосрочный, стратегический.
Идем дальше.
Помимо того, что компания находится в выигрыше от общемировых и российских экономических трендов – инфляция и рост цен на еду – Русагро постоянно интенсивно развивается.
То есть компания не только продает свою продукцию все дороже и дороже, но еще и производит этой самой продукции все больше и больше. Например, по тому самому отчету за девять месяцев 2021 года, выросли объемы реализации всех видов продукции в физических объемах, кроме сахара (снижение объемов реализации сахара связано с низким урожаем сахарной свеклы). По всем остальным, кроме сахара, видам продукции идет прирост – и это прирост цифр к рекордному 2020 году. Компания развивается, как настоящий олимпийский чемпион: сама ставит рекорды, и сама же в следующем году их бьет.
И на достигнутых цифрах компания ни в какой момент не собирается останавливаться – по новой стратегии развития компании до 2023 года планируется увеличить объемы производства всех видов продукции на десятки процентов до эстетичных круглых цифр:
- 1 миллион тонн сахара (против примерно 700 тысяч тонн по этому году)
- 400 тысяч тонн свинины (против примерно 320 тысяч тонн по этому году)
- 400 тысяч тонн потребительской масложировой продукции (против 340 тысяч тонн в этом году – и это помимо гораздо больших объемов продаж сырого растительного масла)
Итак, второй важный фактор инвестиционной привлекательности – динамичное развитие компании, которое не останавливается ни на минуту.
Третий фактор инвестиционной привлекательности – стабильная чистая прибыль. Ни одного года в своей истории компания не заканчивала с убытком. На таком трудном рынке, как сельское хозяйство, в такой трудный период, как время высоких капексов – все равно компания выходила на прибыль. Каждый год. Всегда.
Кто-то скажет – эка невидаль, чистая прибыль, чем ты нас хочешь удивить?
Не спешите с таким пренебрежением к чистой прибыли. Я понимаю, что у среднего инвестора память, как у «рыбки-минутки», но специально для тех, кому лень учить историю напомню – совсем недавно (по историческим меркам) в 2014 году Северсталь и ММК – да, да, те самые легендарные металлурги, на пожизненные жирные дивиденды которых так рассчитывают сейчас многие любители дивидендной пенсии - несли убытки по итогам года. Но не Русагро. Русагро прибыль получало всегда.
Четвертый фактор инвестиционной привлекательности – дивиденды. Ранее Русагро не могло считаться дивидендной историей, однако новая дивидендная политика и завершение периода высоких капексов привело к тому, что дивидендная доходность акций стабильно устанавливается на уровне выше 10%. Не видно факторов, которые могли бы переломить эту тенденцию, так что этот момент – дивиденды – ставим Русагро тоже в плюс.
Очень серьезный плюс – высокая дивидендная доходность для динамично развивающейся компании. Это достаточно редкое сочетание достоинств.
Давайте перейдем от общих рассуждений о компании к отчетности. Посмотрим, подтверждаются ли там фактами наши общие идеи или опровергаются?
Итак, отчетность Русагро по МСФО за 9 месяцев 2021 года. Что мы там видим?
Читая не забываем, что:
1. Все сравнения в процентах идут к рекордным показателям 2020 года.
2. Свинокомплексы на Дальнем Востоке начали работу – то есть начали поглощать деньги (на корма, зарплату и тп, а отдачи пока нет)
3. Ограничения на цены действовали в течение значительной части года на сахар и масло.
Начну с моего любимого – с чистой прибыли.
Чистая прибыль за период составила 35.42 миллиардов рублей. Это значит увеличение на 126% по сравнению с прошлым годом! Компания за 9 месяцев этого года заработала на 19,74 миллиарда рублей больше, чем за 9 месяцев в предыдущем году.
Выручка выросла во всех направлениях бизнеса.
Суммарно выручка увеличилась на 45% год к году до 157 миллиардов рублей.
Как и писал выше – кроме сахарного сегмента – во всех сегментах вырос и физический объем реализации продукции.
Теперь о том, что же навевает грусть в этом отчете на некоторых аналитиков – о росте затрат.
Компания неплохо контролирует операционные расходы – они выросли всего на 16,7%.
Себестоимость производства растет активнее – выросла на 47%. Тут проблема очевидна – инфляция и повсеместный рост цен: прежде всего растут расходы на корма и ветеринарию. Из этого роста себестоимости как раз и делаются выводы некоторыми аналитиками о проблемах в компании. На мой взгляд – выводы не обоснованные.
Компания существует не в вакууме. Она не может приобретать корма, удобрения, ветеринарные препараты по фиксированным ценам, если во всем мире бушует инфляция. И для процветания бизнеса вполне достаточно того, что цены на продукцию, производимую компанией, растут куда быстрее, чем цены на сырье. А рост чистой прибыли именно это нам и говорит.
И есть еще один момент в отчетности, который нельзя сказать, что прямо вот очевиден, но все же рискну на него обратить ваше внимание.
У Русагро больше 60 миллиардов рублей лежит в ликвидных активах – в облигациях и на коротких депозитах.
Винни-Пух (аналитик, которому я больше всего доверяю) про такое сказал бы, что «Это «жжжж» - неспроста!» ))
Такую огромную сумму компания обычно сосредотачивает на счету для проведения крупной сделки по приобретению нового актива.
Возможно, я уж слишком хочу выдать желаемое за действительное, но я напомню читателям, что есть у Русагро миноритарная доля в компании «Агро-Белогорье». А компания «Агро-Белогорье» занимает 4,6% рынка свинины в стране. Русагро – занимает 5,6% рынка.
Крупнейший в стране производитель свинины – Мираторг – сейчас занимает 9,5% рынка. Если мы сложим 4,6% и 5,6% то получим в сумме 10,2%. Именно Русагро будет главным производителем свинины в России после завершения сделки по приобретению «Агро-Белогорья». А завершение сделки (поглощение «Агро-Белогорья») должно произойти – иначе зачем Русагро приобретать не контролирующий пакет – совершенно не ясно.
Ну а чтобы статья не превратилась совсем уж в панегирик Русагро – давайте о проблемах в компании.
1. До недавнего времени главной проблемой была слабость лоббистского ресурса. Однако недавно вошедший в состав акционеров компании брат губернатора московской области сильно упрочил положение компании.
2. Ценовые ограничения правительства. Это реально серьезная проблема. По подсчетам самой компании, на уже введенных в этом году ограничениях она теряла около 200 миллионов рублей чистой прибыли в месяц. Какими будут новые ограничения – не известно и к каким финансовым последствиям они приведут – тоже не ясно.
3. Уход Максима Басова с поста генерального директора компании. Это серьезная проблема. И амбициозное динамичное развитие, и стабильная чистая прибыль компании – в очень большой степени заслуга этого блестящего менеджера. Басов остается крупным акционером и членом совета директоров компании, но потеря компанией такого великолепного управляющего – это серьезное испытание.
Подведем итоги.
Есть несколько серьезных доводов в пользу приобретения Русагро в портфель:
1. Продовольственная инфляция, на которой зарабатывает компания.
2. Стабильное развитие самой компании.
3. Стабильная прибыльность компании.
4. Высокие дивиденды.
Однако риски вложения надо также хорошо понимать:
1. Компания слабо ангажирована с властью
2. У компании меняется гендиректор
3. Правительство может ограничить цены на продовольствие, при этом не ограничивая цены на ГСМ, удобрения и корма – и Русагро попадет в ценовые ножницы.
Тем не менее, при всех этих опасениях, покупка акций Русагро выглядит достойным шагом к тому, чтобы стать настоящим миллионером ))