Найти в Дзене
Яндекс Учебник

Советы психологов, как сделать школьника более ответственным в учебе

Оглавление

Индивидуальная образовательная траектория предполагает активное вовлечение школьника в процесс обучения. Это помогает ему превратиться из пассивного потребителя, который считает, что от него все равно ничего не зависит, и поэтому прикладывать усилия он не видит смысла, в самостоятельного строителя своей учебы, а затем и карьеры.

О том, как учителю правильно и без ошибок воплотить на уроках концепцию ИОТ, наши эксперты разобрали на одноименном бесплатном курсе.

А мы поговорим о том, как развить в ребенке внутреннюю мотивацию к учебе и самоорганизацию — те софт скиллз, которые неоднократно затем понадобятся ему во взрослой жизни.

Основа мотивации

Еще в 1975 году психологи Эдвард Деси и Ричард Райан открыли, что в основе внутренней мотивации лежат три простых вещи:

  1. Потребность в автономии. Школьнику, особенно начиная со 2 класса, важно самому быть инициатором каких-либо действий, принимать осознанные решения и нести ответственность за свой выбор. Это помогает ему чувствовать себя более значимым и взрослым. Если выбор дается в рамках ИОТ, это хорошо сказывается на успеваемости и заинтересованности учебой.
  2. Потребность в компетентности. Каждый человек, если у него нет психологических проблем, хочет быть эффективным и успешным и видеть, как от этого повышается его статус. Чтобы мотивировать школьника через эту потребность, стоит ему дать возможность проявлять себя в тех вопросах, в которых он уже разбирается. Например, отправить его на конкурс или олимпиаду. Или помочь с выбором подходящего проекта как одного из самых важных событий учебного года. О том, как учителю организовать проектную деятельность в своем классе, наши эксперты подробно рассказывают на бесплатном курсе «Проектная деятельность в школе», который можно пройти в любое время. Важно не забывать постоянно давать ученику положительную обратную связь, напоминать о личных, пусть даже небольших, достижениях, чтобы закрепить позитивное отношение к изучению предмета.
  3. Потребность во взаимосвязи в другими людьми. Сюда можно отнести все, что помогает ученику стать своим в той или иной компании и осознавать свою принадлежность к престижным группам. Например, к отличникам, членам спортивной команды, участникам совместной активности. Чтобы это совпадало с учебными целями, можно время от времени организовывать дискуссии на уроках по интересным темам, в ходе которых делить класс на команды. О том, как это сделать, мы уже рассказывали в статье «Дискуссии на уроке — чтобы ученики точно запомнили важную тему».

От начальной школы к старшим классам

О том, как с начальных классов правильно передавать ответственность за обучение самому школьнику, поделилась нейропсихолог, специалист по сопровождению обучения, научный консультант Яндекс.Учебника Ксения Вотякова.

В начальной школе: Сложно ждать от старшеклассника самостоятельного подхода к учебе, если он с детства привык все делать по команде учителя или родителей. Выбирать, что интересно, ставить цели и добиваться учебных результатов школьник сможет, если с начальных классов ему потихоньку давали проявлять самостоятельность. Уже со второго класса, когда ребенок адаптировался в школе, он может что-то выбрать: порядок выполнения заданий или даже уровень их сложности.

Опыт учителей: Некоторые учителя начальных классов раскладывают задания в три коробочки: легкие, среднего уровня и сложные. Каждый ребенок сам может выбрать, сколько заданий из какой коробки он готов взять.

Наличие ежедневного выбора поддерживает внутреннюю мотивацию ребенка. Он не боится приходить на уроки, зная, что может провести день, занимаясь в комфортном ему режиме. Если ему интересна и понятна тема, он ей увлечен, то он может взять сложные задания, чтобы почувствовать себя экспертом. Если тема оказалась сложной или день загруженный, то решить легкие задачи и не получить негативный отзыв от учителя.

Дома: Как родители могут поддержать мотивацию у ребенка? Стоит обсуждать с ним, что ему интересно, а где есть трудности, и ставить цели исходя из этого, а не из идеала, который мы себе нарисовали. Например, получить по математике не «тройку», а «четверку» в следующей четверти, зато по окружающему миру – пройти на региональный этап олимпиады. Если у ребенка есть цель, с которой он согласен, это меняет отношение к учебе. Когда у тебя есть цель, ты либо идешь к ней, либо нет. А если ты к ней не идёшь по каким-то причинам, это повод оценить ее необходимость и сложности, с которыми сталкиваешься.

Важно понимать, что мотивация должна отталкиваться от текущих интересов ребенка, чтобы он достигал тех целей, которые ему помогают в его мечте. Например, чтобы стать археологом, ему нужно знать историю, обществознание, биологию, химию и физику, а чтобы делать компьютерные игры — хорошо разбираться в математике, неплохо — в физике, и знать английский язык на высоком уровне. При этом, чтобы поступить в лучший профильный вуз, не стоит «заваливать» и остальные предметы. Средний балл тоже может сыграть свою роль.

Пример плохой мотивации: «Подбадривать» ребенка негативным сценарием его жизни, если он будет плохо учиться. Например, рассказывая, что если в его аттестате будут тройки, то верх его карьеры — это быть дворником или уборщицей. В начальной школе дети не умеют смотреть так далеко в будущее и все, что они поймут из ваших объяснений, — что их мечта о карьере в выбранной области неосуществима. И вообще перестанут стараться. Учеников средней и старшей школы разозлит то, что вместо адекватной помощи вы в них не верите, и они станут вам меньше доверять. В любом случае, это может стать ступенькой к «выученной беспомощности», когда без внушений от взрослого ребенок вообще ничего не будет делать, так как уже считает себя неисправимым неудачником и неумехой.

Вместо этого лучше объяснить, что да, сейчас тебе трудно, но чем больше ты сейчас прорешаешь задач, с которыми у тебя сложности, или прочтешь нужных книг, тем проще тебе будет в дальнейшей учебе. А затем замечать все успехи и акцентировать на это внимание ребенка. Например: «В прошлый раз у тебя ушло два часа на похожую задачу, сегодня ты справился с ней всего за час. Заметно, как твое мастерство выросло!».

Как часто пересматривать цели?

В начальной и средней школе требуется участие взрослых и в постановке целей, и в контроле за их выполнением, и смене целей, если что-то не выходит или наоборот, достигнуто. Обсуждать с ребенком учебные планы и их реализацию хорошо хотя бы раз в неделю. Отмечать уже выполненное, добавлять новое, менять приоритеты. Возможно, разбивать крупные задачи на более мелкие.

И, конечно, давать ребенку высказать свою точку зрения по поводу каждой из целей и обязательно ее учесть при формировании плана. Если это не сделать, то ребенок поймет, что от него опять ничего не зависит, и потеряет и к планированию, и к учебе интерес. Предложить ему самому подумать над тем, чего ему не хватает. За такой опыт самоорганизации и планирования он потом в будущем скажет вам «Спасибо». Это пригодится ему и в университете, и в работе, и в жизни.

А как у вас обстоят дела с мотивацией у школьников?

Что еще можно почитать по этой теме?

Для учителей: 5 шагов, чтобы организовать индивидуальную образовательную траекторию

Что делать учителю на последних уроках, если старшеклассники уже устали и не слушают?

Учебная мотивация школьника: 4 главные причины исчезновения

Для всех: Как перестать собираться с силами и сделать, наконец, объемную работу

Оригинал статьи и другие полезные материалы: вебинары, курсы повышения квалификации и другое — на нашем сайте.