В дневнике голштинского придворного Петра I Фридриха Бергхольца есть запись, описывающая празднование дня рождения цесаревны Анны Петровны 27 января 1722 г. В рамках праздненства, которое было приурочено также и к окончанию войны со Швецией, на триумфальной арке были размещены изображения Петра I и Ивана IV.
На самом верху арки, в окружении рогов изобилия и лавра, располагалась надпись "Petro Magno, Patri Patriae, Totius Russiae Imperatori" (Петру Великому, Отцу Отечества, всея России императору). С правой стороны был помещен царь Иван Васильевич I в "царской короне" с надписью "Incepit" (Начал). А с левой - Петр I, уже в короне императорской и надписью "Perfecit" (Усовершенствовал).
Исследовательница Е.А. Скворцова предполагает, что в таком парном изображении отразилась общность целей Ливонской войны Ивана и Северной войны Петра - желание монархов обеспечить стабильное положение России на Балтике. Такое объяснение связано с некоторыми реверансами, которые делал первый император в сторону царя в течение своего правления.
К примеру после взятия крепости Нотебург в 1702 г. был издан печатный "юрнал" (полевой дневник?) о ходе осады и действиях русского войска. В отчете о захваченных в Нотебурге пушках было указано, что "из них одна лита при деде царя Ивана Васильевича". При чем эти слова были вписаны в корректурный экземпляр рукой самого Петра I. И хоть сами пушки были сделаны при Иване III, акцент сделан именно на его внуке.
Однако А.М. Панченко и Б.А. Успенский интерпретировали символизм парного изображения иначе. Сюжет арки, по мнению ученых, указывал на особый статус монархов, ведь оба государя были первыми в своем роде: Иван — первым царем, Петр — первым императором. Именно это и подчеркивает римская "I" рядом с именем Грозного.
Дошли до нас и другие сравнения из петровской эпохи, в том числе, и по линии семейной жизни монархов. В одном из экземпляров календаря на 1718 г. имеются три записи, сделанные рукой современника и отмечающие важные события:
"26 июня: сей год означился смертию ціаревича Алексия Петровича, и число сие». 18 октября: сего числа Евдокия царица, в монахинях Елена, пострижена, 1-я жена царя Петра I. 21 ноября: сего числа умре Грозного сын Иоанн, 1582, от удара тростью".
Первое, что можно отметить - так это широкий кругозор автора календарных заметок и неплохой багаж знаний по отечественной истории. А само упоминание Ивана IV и его сына указывает на то, что Иван Иванович и Петр Алексеевич в умах образованной публики были похожи. Во всяком случае. сходство их горькой судьбы было заметно стороннему наблюдателю.
Многие мифы об Иване IV, которые ученые развеивают уже без малого сотню лет, в XVIII веке имели статус если не общепризнанной истины, то вполне достоверной информации, которая не особенно подлежит сомнению. За многие годы историки успели перетасовать и смерть царевича Ивана, и Балтийскую политику его отца. Так что ни смерть сына, ни холодный расчет царя теперь не являются прописной истиной. А потому сейчас проводить параллели между Иваном и Петром и сравнивать их, исходя из судеб старших сыновей и внешней политики в Ливонии, не представляется возможным. Слишком разные государи, слишком разные времени. Хотя грех велик.
Автор - Илья Агафонов