Продолжаю знакомить вас с исследованием, опубликованным в марте 2020 года в журнале «Journal of biomedical science».
Работа системы при различных заболеваниях
Различные заболевания и патологические изменения ниши стволовых клеток приводят к нарушению регуляции роста волос.
Сигналы от дермального сосочка при андрогенной алопеции
У мужчин андрогенетическая алопеция является наиболее частым заболеванием преждевременного старения. При генетической предрасположенности клетки дермального сосочка в области облысения проявляют более высокую активность фермента 5-альфа-редуктазы.
Этот фермент превращает тестостерон в дигидротестостерон, более мощный гормон.
Локальная устойчивая стимуляция дермального сосочка дигидротестостероном нарушает его функции, что приводит к ухудшению роста волос, сокращению анагена и удлинению телогена.
Хотя механизмы еще полностью не выяснены, дигидротестостерон, по-видимому, вызывает преждевременное старение дермального сосочка из-за постоянной активации рецепторов андрогенов.
В результате фолликул не только теряет способность к пролиферации стволовых клеток, но также продуцирует ингибирующие факторы, которые подавляют эти клетки и нарушают пролиферацию кератиноцитов.
Тучные клетки, макрофаги и роль Т-клеток
Волосяной фолликул поддерживает свою собственную иммунную систему, а его взаимодействие с иммунными клетками обеспечивает правильный рост волос и защиту от аутоиммунитета.
Иммунные клетки, включая макрофаги, тучные клетки и Т-клетки, модулируют активность стволовых клеток.
Предполагается, что активность тучных клеток способствует нарушениям облысения, таким как андрогенная и рубцовая алопеция.
Макрофаги обладают разными функциями, в том числе распознаванием повреждений кожи, а том числе механических. Когда кожа повреждена, макрофаги активируются, а потому ранение способствует преждевременному вступлению кожи в анаген.
Например, повреждение волосяных фолликулов при выщипывании волос является мощным стимулом для стволовых клеток.
Развитие очаговой алопеции связано с коллапсом иммунной привилегии волосяного фолликула, однако её точный этиопатогенез полностью не выяснен. Продолжаются исследования, пытающиеся определить точный антиген волосяного фолликула и антиген-специфические Т-клетки, участвующие в возникновении очаговой алопеции.
Важно, что аутоиммунная атака не убивает стволовые клетки, атакуя только нижнюю переходную часть фолликула в анагене.
Поскольку стволовые клетки сохраняются, удаление патогенных Т-клеток из ниши восстанавливает рост волос.
Сигналы от жировой ткани
Жировая ткань дермы - это очень динамичная ткань, толщина которой колеблется во время цикла роста волос. Она утолщается от телогена к анагену, а затем сокращается от анагена к катагену.
Ученые предполагают, что адипоциты в нише стволовых клеток могут играть роль сенсорики изменений окружающей среды, таких как общее питание или локальное повреждение кожи.
Клинические наблюдения показывают, что ожирение может отрицательно влиять на рост волос.
Поскольку циклическую регенерацию волос можно легко наблюдать, волосяной фолликул стал важной моделью для изучения процессов регуляции деятельности стволовых клеток.
Накопленные результаты помогли идентифицировать различные составляющие «модули» ниши стволовых клеток и их влияние на процесс регенерации.
Интеграция функциональных нишевых модулей, таких как модули сигнализации, сенсорики и передачи сообщений, показывает сложность системы стволовых клеток, а также позволяет ей взаимодействовать с местной, общей и внешней средой, чтобы адаптировать свою активность к изменяющимся потребностям.