Найти в Дзене
Тим Ильясов о моде

Модный журнал в 1942 году: как советские художники изображали моду в один из самых сложных военных периодов

У меня в коллекции появился удивительный журнал. Советский альбом «Модели сезона» за 1942 год. Мода непобедима. Альбом подписан в печать в марте 1942-го, значит собирали его в январе-феврале.

Зима 41/42 года — один из самых страшных периодов Великой Отечественной. Это когда эвакуированная Москва звенела на морозе жутковатой пустотой, когда в блокадном Ленинграде пайку хлеба опустили до 200 грамм и горожане на саночках вывозили своих умерших родственников.

Альбом «Модели сезона», 1942 год
Альбом «Модели сезона», 1942 год

Вот в эту страшную зиму, среди всего этого тотального ада и невыносимой непредсказуемости будущего, художники рисовали модели нарядных платьиц.

Первая половина альбома — работы советских художников, вторая — западные модели. Только один разворот посвящен одежде, адаптированной к военному времени, остальное — элегантные комплекты со шляпками, непременно. «Военный» разворот лишь один, потому что альбом моды, он про мир. Это было важно выпустить его, пусть черно-белый и на плохонькой бумаге, но выпустить, потому что мода это символ мирного времени. Мода, как обещание, что война закончится.

Альбом «Модели сезона», 1942 год
Альбом «Модели сезона», 1942 год

Впрочем, у феномена существования моды в военные годы есть и другая сторона. Мода и милитаризм идеологически тесно связаны. Там где идут войны, появляются новые военачальники, а в военное время именно военачальники фиксируют в своих руках и власть, и ресурсы. Генералы выходят на первый план. Там где генералы, там и генеральские жены или любовницы, ожидающие своих героев в отпусках меж боями дома, нарядные и красивые.

Альбом «Модели сезона», 1942 год
Альбом «Модели сезона», 1942 год

Генеральская жена, она тотально женственна, кокетлива, нежна, элегантна, потому что единственная цель ее существования — он, её генерал, и наряжается она для него, чтобы ублажить, утешить, успокоить, ободрить или возбудить, в конце концов.

Альбом «Модели сезона», 1942 год
Альбом «Модели сезона», 1942 год

Генеральская жена, как награда, как символ статуса, в трофейном шелке и жемчуге. Потому в годы войны, она не должна отставать от моды, но обязана оставаться на высоте стиля. Рано или поздно муж-генерал победит (в этом настоящая генеральша не имеет права сомневаться) и обязательно состоится торжественный прием в честь победы, где она будет выглядеть не менее блестяще, чем орден в бриллиантах на кителе супруга.

Альбом «Модели сезона», 1942 год
Альбом «Модели сезона», 1942 год

И вот тут я понял, что в моих рассуждениях обе концепции военной моды сошлись к одному смыслу. И мода, как символ мира, и мода генеральской жены, как порождение милитаризма, в конечном счете сводятся к одному посылу — к приближению победы и завершению войны.

Альбом был издан стотысячным тиражом (что весьма немало) и в самую страшную зиму войны рассказывал женщинам о красивых платьях, внушая надежду о том, что мир всё-таки настанет.

Ещё не все потеряно, пока издаются альбомы моды.

Подписывайтесь на канал — в прошлый раз я делился несколькими правилами этикета для мужчин эпохи Анны Карениной.