Немецкая наглость, выражалась в том, что группировка 2-й армии не могла остановиться на достигнутом, а продолжала гнаться за новыми и новыми результатами, растягивая свой фронт, а командующий группой армий не мог умерить аппетиты Шмидта, пробуя УВЕЩЕВАТЬ! его. Правда наглость эта базировалась на ложных сообщениях разведки, докладывающей о том, что все имеющиеся резервы русские стягивают к Москве и об активных масштабных действиях не помышляют.
Стратегическую важность боев в районе Ельца определяла проходящая по району боев железнодорожная магистраль Москва - Узловая -Ефремов - Елец ведущая на Донбасс, и вторая магистраль Москва -Рязань - Воронеж - Ростов проходившая невдалеке от мест боев. Там же проходила и автомобильное шоссе Москва - Тула - Ефремов - Елец - Воронеж. Первая магистраль и шоссе немцы смогли перерезать завязав бои в городе Ефремов, однако и Елец был для Шмидта желанной целью, настолько, что он склонялся к мысли о том, что успехом будет даже захват Ельца на время, достаточное для "стирания города с лица земли и планомерное уничтожение и минирование железнодорожных путей". Именно поэтому на Елец двигались две дивизии 34-го корпуса (45-я и 134-я) растягивая фланги, обороняемые 262-й и 95-й дивизиями. Никаких резервов, которые можно было бы использовать в непредвиденных обстоятельствах у Шмидта не было.
Советский план по нанесению сходящихся ударов по флангам немецкой группировки наступающей на Елец появился у советского командования в конце ноября, когда планы немцев стали очевидными. При кажущейся простоте реализация этого плана была довольно сложной - успех операции обеспечивался скрытным сосредоточением ударных группировок (особенно южной) при том, что местность (безлесая среднепересеченная степь) благоприятствовала действиям воздушной разведки противника, а от мест разгрузки до района сосредоточения войска отделяло 100-150 км. Поэтому прибывающие части двигались ночными маршами, днем укрываясь в оврагах и балках. Также удачным оказалось решение начать наступление северной группировки за несколько дней до главного удара - активность Москаленко заставила немцев сосредоточить усилия разведки на его участке фронта и выдвижение группы Костенко они проморгали.
Пока советские войска заканчивали сосредоточение части 134-й и 45-й дивизий немцев медленно продвигались к Ельцу, тесня слабые дивизии центра 13-й армии. 3 декабря немецкие войска вышли на окраины города, а на следующий день начали его штурм. По приказу командующего 13-й армией генерала Городнянского советские войска в 21-00 4 декабря 1941 года оставили город Елец. Этим же приказом Городнянский, разрешив отход на восток, приказывал любой ценой удерживать немцев от наступления на север, для прикрытия района сосредоточения группы Москаленко.
Немцы, захватив город, разместили в нем гарнизон в составе двух пехотных полков 134-го из состава 45-й пд и 446-го из состава 134-й пд., и несмотря на мнение фон Бока продолжили наступление в юго-восточном направлении в сторону Задонска, где находилась база снабжения 13-й армии.
В этих условиях 5 декабря 1941 года в наступление перешла северная группа генерала Москаленко. Это была "разведка боем", а шестого декабря началось генеральное наступление наших войск. Решительного успеха оно не достигло - частям Москаленко противостояли три немецкие дивизии - 45, 134 и 262 из состава 35-го корпуса, однако были достигнуты некоторые цели: во первых советские войска нащупали стык 34-го и 35-го армейских корпусов, и основные усилия будут сосредоточены именно там. Во вторых противник ошибочно решил, что советские войска ведут наступление с ограниченными целями освободить только Елец и стянул свои войска к городу. В третьих немецкая разведка сосредоточила свои усилия на выявлении советских сил к северу от Ельца, что позволила группе Костенко именно в эти дни скрытно выйти на исходные позиции для наступления.
6 декабря к наступлению группы Москаленко присоединились 143-я и 148-я стрелковые дивизии "центральной" группы, штурмующие Елец с востока и с юга. Немецкое командование в этих условиях не исключило оставление города, предварительно полностью его разрушив.
Наступление советских войск развивалось удачно, благодаря во первых растянутости немецких войск, но, главное, благодаря тому, что наши войска (в особенности кавалерия) могли успешно продвигаться вне дорог и населенных пунктов, за счет обеспеченности зимним обмундированием и запасами фуража и продовольствия. В результате 8 го декабря немецкий гарнизон Ельца был на грани окружения. В ночь на 9 декабря немецкий гарнизон начал выходить из города. Из-за снежных заносов и нехватки горючего немцы были вынуждены бросить огромное количество тяжелого вооружения (было оставлено и захвачено 10 гаубиц с тягачами) и снаряжения. Советские войска прорвав оборону на стыке 262-й и 45-й дивизий начали отрезать пути отхода на запад частей 34-го корпуса, а резервов у немцев не было. Из резерва группы армий Центр было принято решение перебросить на угрожаемый участок фронта бригаду СС Фегеляйна, но она могла прибыть не раньше 14 декабря.
Но все эти проблемы оказались предвестниками разгрома - 6 декабря в наступление перешла группа Костенко, и вот тут немцам заплохело окончательно.
Автор - Алексей Котов