Найти тему

Долговые центры ФНС: как не пропустить требование

Оглавление

С 2020 года проводится реорганизация налоговых органов: часть функций делегируется новым подразделениям. В частности, функции по урегулированию налоговой задолженности. Теперь этим занимаются Долговые центры ФНС.

Долговой центр ФНС (ДЦ ФНС) — это специализированный центр ФНС с функциями по взысканию и урегулированию задолженности с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Первые Долговые центры появились в апреле 2019 году в нескольких регионах. Эксперимент показал хороший результат: по итогам 2019 года задолженность в субъектах РФ, в которых созданы ДЦ ФНС, снизилась на 10,5%, что выше среднероссийского показателя. А с начала 2021 года урегулировано задолженности на 22,4 млрд рублей. Поэтому в соответствии с Приказом ФНС России от 16 февраля 2021 года № ЕД-7-12/142@ к 2024 году Долговые центры ФНС появятся в каждом регионе РФ

Зачем нужны Долговые центры ФНС

Новые подразделения взаимодействуют с судебными органами, прокуратурой, ФССП, кредитными организациями, работодателями должников, региональными органами власти и силовыми структурами.

ДЦ ФНС занимаются организациями и ИП, которые задерживают платежи в бюджет, независимо от суммы задолженности. Если налогоплательщик перечисляет в бюджет налоги и взносы вовремя, он даже не заметит работу Долгового центра.

Основные направления деятельности ДЦ ФНС следующие:

  • Урегулирование задолженности — проведение зачётов-возвратов, то есть, погашение задолженности из имеющейся переплаты.
  • Работа с невыясненными платежами, их уточнение. Это необходимо, когда налогоплательщики указывают неправильные реквизиты, и платёж не приходит по назначению.
  • Работа с имеющейся задолженностью: направление в адрес налогоплательщиков требований о её уплате, взыскание за счёт средств на счетах налогоплательщиков, за счёт имущества должников через службу судебных приставов, вынесения решения о приостановлении банковских операций по счетам должников, арест их активов.
  • Инициирование и сопровождение судебных и внесудебных процедур банкротства. Налогоплательщиков проверяют на наличие признаков банкротства и, при наличии оснований, подготавливают и направляют в арбитражный суд заявления о признании должников банкротами.

В отличие от обычных ИФНС, Долговые центры не проводят камеральные и выездные проверки и не занимаются администрированием объектов налогового контроля.

Они выявляют источники, за счёт которых можно погасить долг перед бюджетом, если налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. При этом ДЦ опираются на «Систему комплексного управления и администрирования долгом»-СКУАД. Она автоматизирует меры взыскания, направленные на уплату налогов недобросовестных налогоплательщиков.

Как Долговые центры ФНС работают с должниками

Одна из самых распространённых причин возникновения долга: ошибка в реквизитах платежа. Налогоплательщик честно внёс платёж, но средства по назначению не пришли, и возник долг. ДЦ сообщает о долге путём отправки требования об уплате налога. Требование направляется в электронном виде через оператора ЭДО. Обязанность должника — подтвердить приём требования и затем погасить задолженность или отказать в приёме требования и выяснить, в чём проблема.

Отреагировать на требование нужно в установленный срок: 1 рабочий день после даты, указанной в подтверждении оператора ЭДО. Срок исполнения требования по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени или штрафа указывается в самом тексте требования.

Если нарушить сроки подтверждения и исполнения требования, Долговой центр ФНС вправе заблокировать расчётный счёт.

При возникновении вопросов об урегулировании задолженности налогоплательщик имеет право самостоятельно обратиться как в Долговой центр, так и в налоговый орган по месту учёта. ДЦ ФНС работает с вопросами, связанными с платежами: уточнение, поиск, проведение зачёта, возврат переплаты.

Как реализована работа с требованиями в сервисах для сдачи отчётности

Реорганизация налоговых органов продлится до 2024 года, поэтому ДЦ ФНС будут формироваться в регионах постепенно. Из-за этого сразу подключить новое направление учётной записи организации сложно. А значит, есть риск пропустить, требование и не обработать его и получить штраф или блокировку счёта.

Поэтому для удобства налогоплательщиков в сервисах «Астрал Отчёт 5.0», «Астрал Отчёт 4.5» и «1С-Отчетность» появилась возможность получать требования от ДЦ ФНС без подключения нового направления к учётной записи организации, то есть бесплатно. Пользователи также могут отправить результат приёма — квитанцию о приёме или уведомление об отказе в приёме требования.

Пользователям сервиса Астрал Отчёт 5.0 доступна настройка автоприема требований. С её помощью контролировать срок принятия требований можно без участия налогоплательщика.

Если налогоплательщику нужно отправить документы по требованию ответом на требование или исходящим письмом, то необходимо подключать направление ДЦ ФНС к учётной записи. Стоимость дополнительного направления ФНС зависит от того, какой тарифный план подключен у пользователя.