Найти тему
Вера Голубенко

Работала гидом и поняла, что японцы видят Россию однобоко

Я работала гидом с японскими туристами и поняла, что японцы чаще всего воспринимают Россию через призму какого-то одного исторического периода.

Есть японцы, которые знают Россию 90-х и её непременные атрибуты: чёрный бумер, мафиози, перестрелки на улицах, доллары, сильное американское влияние. Они воспринимают нашу страну через этот период времени. Им кажется, что у нас до сих пор 90-ые, и ничего не изменилось.

Есть японцы, которые воспринимают Россию исключительно через призму советского времени. Для них это коммунизм, Ленин, перестройка, Горбачев, чёрная дешевая икра ложками, все равны и работают во имя всеобщего блага. Могучая Красная Армия, конечно же. И для некоторых японцев Россия такая до сих пор.

Как ни странно, есть японцы, которые воспринимают Россию через имперский период, то есть через страну, которой нет уже более 100 лет. Это аристократия, император, Санкт-Петербург с его культурой, балетами, классической музыкой. Ещё японцы вспоминают нашу тройку лошадей.

Японский хлеб под названием "Сибирь" с начинкой из джема. Источник: https://newmog.net/2019/11/post-77832/
Японский хлеб под названием "Сибирь" с начинкой из джема. Источник: https://newmog.net/2019/11/post-77832/

Конечно же, это связано с тем, что японцы мало знают о России, и они сами в этом признаются. Несмотря на век глобализации и доступность интернета японцы всё ещё не очень понимают, что происходит в самой большой стране мира. Из всей истории России они выхватывают один период и только через него оценивают страну в целом.

Тем не менее, абсолютно все японцы знают, что в России есть регион под названием Сибирь. Знают, что там очень холодно. При этом им кажется, что там холодно круглогодично: и зимой, и летом.

Таким знанием Сибири умело пользуются японские маркетологи. Когда в Японии нужно продать какой-то российский продукт: товар, услугу, тур в Россию – очень часто это продается через снег, зиму и Сибирь. Например, почти все туры в Россию называются «Туры в Сибирь» за исключением туров в Москву и Санкт-Петербург.

Все остальные регионы запросто приравниваются к Сибири, и Дальний Восток в том числе. Конечно, раньше этот регион назывался Восточной Сибирью, но уже очень давно он именуется Дальним Востоком. Есть японское слово «Дальний Восток», но японцы знают его очень плохо.

Однажды, когда я гуляла по Камакуре, увидела уличного продавца монет. Это был не японец, а какой-то другой азиат, и откуда он взял монеты, я не знаю. Но у него были монеты со всего мира. Среди них я нашла российские монеты 19 века.

На станции Вадзима в Японии в шутку написали, что эта железная дорогая ведёт в Сибирь. Японцы рассчитали, что если рельсы продлить дальше, как они есть, то они приведут в Россию. Источник: https://ihoku.jp/ishikawa/wajima/7196.html
На станции Вадзима в Японии в шутку написали, что эта железная дорогая ведёт в Сибирь. Японцы рассчитали, что если рельсы продлить дальше, как они есть, то они приведут в Россию. Источник: https://ihoku.jp/ishikawa/wajima/7196.html

Я начала рассматривать монеты, на которых было написано Санкт-Петербург, а продавец начал говорить по-японски: «Россия, Сибирь, Россия, Сибирь». Эти слова он повторял безостановочно. Продавец не понял, что я из России, но хотел прорекламировать мне российские монеты и делал это через Сибирь.

Но есть и обратная сторона. Россия Японию тоже часто воспринимает крайне однобоко.

Мы воспринимаем Японию только через её современные проявления: аниме, безумные штуки для омоложения, современные IT-технологии, роботы и т.д.

Либо Япония воспринимается через призму Второй мировой войны, японскую армии и жестокость, которую они творили. Хотя у Японии с 1945 года нет армии, а силы самообороны армией не являются. Но некоторым кажется, что японцы до сих пор такие жестокие, какими они были 75 лет назад.

Ещё Япония воспринимается через призму гейш и самураев. Когда я работала в тур. компании, то заметила, что абсолютно все туры в Японию продаются через гейш и сакуру. Рекламные плакаты, сайты, любые листовки оформлялись с красивой японской гейшей в красочном кимоно и обязательно цветущей сакурой на фоне. Эти образы продавали, продают и будут продавать, и заменить их нечем.

Этот вопрос я однажды обсуждала с японцем, работником тур. компании в Японии. Мы рассуждали с ним о том, чем можно заменить сакуру и гейшу? Совместными усилиями придумали, что с натяжкой можно было бы заменить эти символы горой Фудзи, которую знают все. Больше ничего мы не придумали.

Любая страна, и Россия, и Япония – разнообразна. В каждой стране были свои периоды истории, которые сменяли друг друга. И для того, чтобы понять, что происходит в стране сейчас, у нас есть такой классный инструмент как интернет. Можно погуглить, почитать, поспрашивать о стране людей, которые там живут. Есть блогеры, которые живут в Японии и снимают видео о стране. Можно собрать информацию из разных источников и тогда уже сложить общее представление о том, какой страна является сейчас.

А какой вы видите Японию?