Какие навыки прежде всего необходимы современному художнику? Существуют ли общие темы, соединяющие работы разных авторов? Как выработать собственный стиль мышления? И как не стать персонажем чьей-то чужой истории? Отличным пространством для поисков ответов на эти вопросы может стать выставка Diploma22 в HSE ART GALLERY, составленная из дипломных проектов выпускников бакалаврских профилей НИУ ВШЭ «Современное искусство» и «Дизайн и современное искусство» 2022 года.
О работах выставки и ключевых идеях художниц читайте в диалоге куратора выставки Дианы Мачулины и писательницы Ксении Голубович.
Kсения: Была ли у студентов общая тема? Как поставлена задача преподавателем?
Диана: Это чисто технически было невозможно: диплом — это этап, на котором каждый отвечает сам за себя. Нельзя спрятаться в групповой выставке, за коллаборацией с кем-то, даже если сделали проект вдвоём или втроём, на защите каждый должен по-своему оригинальным образом рассказать про совместную работу. И мои 32 студентки с задачей справились — больше двух месяцев подряд в Москве шли наши выставки, на значимых и уважаемых площадках Москвы: ЦТИ «Фабрика», Акцизный цех на Винзаводе, галереи: Iragui, Jart, Электрозавод, Солянка.ГРАУНД, Ходынка, арт-кластер ГАММА.
Но я против того, чтобы в процессе нашей работы давать общие темы и гнаться за повесткой дня — это подменило бы то, что я считаю принципиальным для себя и для них. Важно, чтобы они нашли свою историю. Не просто личную, внутреннюю, и не художественную манеру. Скорее, свой стиль мышления и соотношение своей истории с большой историей.
Kсения: Мне кажется, что вот эта игра слов, которая стала названием всей выставки, design и dasein как бытие-в-мире, отражает твой подход. Ты как куратор заставляешь их обтачивать ту тему, которая выводит их в мир из их глубин индивидуальностей, почувствовать в себе тему, которая привязывает их к реальности. Ведь что такое dasein — это то, что нас уже заранее определяет, это не совсем наша воля, мы просто застаем себя в этом положении. Необходимо выяснить, в каком ты положении: вольно или невольно, но оно твое. Тебе может это нравиться или не нравиться, но это то, что захватило тебя до того, как ты успел подумать. Ситуация единства твоих учеников не в стилевых решениях, а в такого рода поиске.
Диана: Да, видишь, начинается все прямо тут, с работ Алисы Колеватых, которые прямо встроены в дизайнерское решение начала экспозиции, которое мне кажется очень удачным — такое множество параллельных dasein, существующих как единый текст, но из него вымараны все сообщения, кроме самого dasein. Работы Алисы в технике гравюры показывают и саму матрицу и отпечатки. Каждый из них с ошибками, каждыйне похож на печатную доску, зеркалит ее, но всегда отличается. Для меня это про то, как они расстаются со школой, уходят из нее чтобы стать все более проявленными, самими собой. Проект Айпери Добрыниной — про копание в себе, желание контролировать обстоятельства, непродуктивное, как одна из мыслей ее фотодневника «А вдруг уже тогда было известно, что стало сегодня».
После таких индивидуальных высказываний следующий зал, белый. Тут объединены работы про, скажем, семейную историю и детство, но с разным отношением. И совсем уж формалистски — нити связей, которые у Панюшкиной поддерживают семейную историю, у Юкловой эти связи приносят боль, у Жуматиной, с одной стороны, интерьер семейной истории вневременный, где история каждого обобщена до архетипа, и струны, сетки, нити выстраивают одиночество восприятия каждого живущего в его уникальности.
Kсения: Мне близка работа Варвары Панюшкиной, которая связана с дачей — это такой сеанс экзорцизма, изгнание из себя всех дачных объектов, того, что на тебя воздействует, и заранее полно силой ностальгии. Человек хочет предъявить ее миру, а с другой стороны, осмысляя, от нее пытается избавиться. Человек культурный уже рожден в этой ностальгии, как говорил Пастернак: «тоска, которая не с меня началась». Здесь предъявляется объект, который старше, чем сама героиня.
Нужно понять, персонажем какого большого нарратива ты себя ощущаешь, в этом единство подхода. Предъявляя что-то, ты это предаешь. Предательство как передавание опыта, раскрытие. Будучи верным адептом темы, ты ее никогда не предъявишь, а будешь только ее бессознательным персонажем.
Диана:Ты очень хорошо объяснила то, что постоянно приходится говорить студентам — нужно дистанцироваться, думая о чем-то, нужно переместиться во внешнее пространство, чтобы его увидеть и осознать. Исследуя языческие обряды, нельзя в самом деле поверить в заговоры, работая с китчем, нужно остерегаться, как не сделать просто-напросто китч самому. Когда во что-то начинаешь безоговорочно верить и погружаться с головой, ты уже не автор, а как ты сказала — персонаж, чей-то, но не свой.
Читать интервью полностью: https://design.hse.ru/news/2627