Найти в Дзене

Как сохраняли память. История создания монумента «Разорванное кольцо»

Оглавление
   Как сохраняли память. История создания монумента «Разорванное кольцо»
Как сохраняли память. История создания монумента «Разорванное кольцо»

Недавно мы отметили 80 лет прорыва вражеской осады Ленинграда, а в начале будущего года нас ждет празднование полного снятия блокады. Как создавались знаменитые произведения искусства, связанные с блокадой, и какова была судьба некоторых героев – в нашем материале.

В просвете – Дорога жизни

Монумент «Разорванное кольцо», установленный на берегу Ладожского озера, хорошо известен не только жителям Петербурга, но и всей России. Однако немногие знают, что знаменитый памятник был создан почти случайно.

Его автором является скульптор Константин Симун. В 1960-х годах он только заявлял о себе. Учился в Академии художеств, однако с пятого курса его исключили «за формализм». В то время по инициативе поэта-фронтовика, депутата Михаила Дудина начал создаваться Зеленый пояс Славы – комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград. В один из дней Симуна в числе других мастеров пригласили на Вагановский спуск – место, где Дорога жизни выходила на лед Ладоги. Там планировалось создать очередной обелиск.

«Вокруг сплошные горизонтали – небо, вода, берег, чахлые деревца, – вспоминал о той поездке скульптор. – Кто-то произнес: «Здесь необходима вертикаль!» И у меня в воображении моментально возникло «разорванное кольцо». Я ничего никому не сказал, а вечером сделал гипсовый эскиз».

На удивление быстро дали добро и различные инстанции, партийное руководство города. Началась работа, и в октябре 1966 г. памятник был открыт. Взмывающие в небо две железобетонные полуарки символизируют разорванное кольцо блокады. Просвет между ними – Дорога жизни, соединившая осажденный Ленинград с Большой землей. На бетонном основании под арками – следы автомобильных протекторов. Именно отсюда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера и потом возвращались. Рядом расположены два белых шара, имитирующие прожекторы, и подлинное 85-мм зенитное орудие. В 2015-м, к 70-летию Победы, под арками был зажжен Вечный огонь, доставленный с Пискаревского кладбища.

На открытии, да и сегодня, многие не скрывают слез, настолько пронзительным получился памятник. Тем удивительнее, что за такой труд сам скульптор не получил ничего. «Всю работу я выполнил на добровольных, как тогда говорили, общественных началах, – рассказывал он спустя годы. – Заказа не было – не было и денег». Впоследствии Константин Симун по семейным обстоятельствам переехал в Америку, но связи с Россией, Петербургом никогда не терял. Шесть его работ были представлены на выставке «Дорога жизни». Средства от их продажи он передал жителям блокадного Ленинграда и детям-сиротам.

«За что?»

Раненый мальчик с забинтованной головой смотрит с горьким упреком и болью. В больших глазах застыл немой вопрос: «За что?».

Этот офорт фронтового художника Александра Харшака, сделанный в блокадном Ленинграде, обладает такой выразительностью и силой, что был признан одной из вершин российской графики XX века. Сегодня и рисунок, с которого он сделан, и оригинал хранятся в Русском музее. Долгое время считалось, что на гравюре запечатлен собирательный образ блокадного ребенка, пострадавшего от фашистских бомб. И лишь спустя годы выяснилось – нарисован конкретный мальчик. Как же появилась эта работа?

   Фото:  АиФ/ Вероника Такмовцева
Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

В июне 1941 года студент Института живописи, скульптуры и архитектуры Александр Харшак ушел в народное ополчение. Активно сотрудничал с армейскими газетами, приезжал в блокадный Ленинград. В одной из командировок оказался в детской больнице им. Раухфуса. Там Харшак и несколько фотографов увидели маленького мальчика с забинтованной головой. Фотографы стали торопливо делать снимки, художник – карандашный набросок.

«В 1968-м во время подготовки к персональной выставке отца в газете «Удар по врагу» в рубрике «Мсти, боец!» я обратил внимание на подпись к рисунку, – впоследствии рассказывал сын художника Андрей Харшак. – «Больница Раухфуса. Четырехлетний Гена Микулинас, раненный во время артиллерийского обстрела. Тогда же была убита его мать». Так я впервые узнал имя реального мальчика, изображенного на гравюре».

В 1970-е журналисты в деталях проследили судьбу семьи Микулинас. Выяснилось, что Гена выжил. После войны с пятерками закончил школу, поступил в Политех. Однако затем что-то пошло не так. Юноша бросил институт, поехал на целину, а вернувшись, работал слесарем в одном из НИИ. Появилась семья, родилась дочь, но счастливой жизни не получилось. В 45 лет Геннадия не стало. И хотя об этом мало кто знал, истории было угодно, чтобы он навсегда вошел в летопись блокады. Как мальчик со знаменитого рисунка.

Умерли не все

В музее Пискаревского кладбища можно увидеть дневник Тани Савичевой. Об истории этой девочки знает весь мир. Во время блокады Ленинграда она вела скорбный дневник, который стал одним из документов, обвиняющих фашизм, и был предъявлен на Нюрнбергском процессе.

Немало тех, кто думает, что Таня и ее семья умерли в осажденном городе и похоронены на Пискаревском кладбище. Однако это не совсем так.

В 1942-м Таня потеряла практически всю семью... В большой комнате коммунальной квартиры на Васильевском острове она осталась одна. Понимая, что это грозит гибелью, девочка отправилась к дальней родственнице. Сначала женщина взяла опекунство над Таней, однако затем определила ее в находившийся поблизости детский дом № 48. Там уже готовились к эвакуации, и в августе 1942-го их перевезли в Горький. Затем маленьких ленинградцев распределили по городам и районам края. Эшелон, где была Таня, попал в поселок Шатки Горьковской (сейчас Нижегородская) области.

Дети были очень истощены, а у пяти обнаружились инфекционные заболевания. Особенно страдала Таня: ее мучили прогрессирующая дистрофия, цинга, костный туберкулез, надвигающаяся слепота. Она умерла 1 июля 1944-го в 14 с половиной лет от туберкулеза кишечника. Похоронили ее санитарка и больничный конюх.

Сегодня на месте ранее безымянного холмика открыт мемориал, где увековечена не только память Тани, но и всех детей – жертв фашизма. Также в Шатках реконструировано здание бывшей типографии, где разместился музей школьницы. Ее именем названа одна из улиц, а в краеведческом центре воссоздана комната семьи Савичевых. Поклониться Тане часто приезжают и ее сверстники из Петербурга, на могиле всегда цветы.

   Фото:  АиФ/ Татьяна Швецова
Фото: АиФ/ Татьяна Швецова

Родина-мать на Пискаревском

9 мая 1960 года на Пискаревском кладбище был открыт мемориальный комплекс, посвященный жертвам блокады Ленинграда и воинам, сражавшимся за освобождение города. В центре шестиметровая скульптура Родины – прообраз матери, жены, простой женщины.

Фигура в длинной одежде слегка наклонена вперед – она будто движется навстречу тем, кто пришел почтить память павших. В вытянутых руках гирлянда из дубовых листьев – символ вечности. Скорбящее лицо обращено в сторону холмов братских могил. Автором всемирно известного памятника является Вера Исаева. Она сама провела все 900 дней в осажденном городе, видела, как на ее глазах от голода и лишений умирают близкие. Может, поэтому, когда в 1948-м объявили конкурс на создание мемориала, лучшим был признан проект Веры Исаевой.

   Фото: АиФ-Петербург/ Владимир Чигиринов
Фото: АиФ-Петербург/ Владимир Чигиринов

Работа над памятником продолжалась девять лет. Исаева подняла свои эскизы из командировки в партизанский отряд, рисунки, сделанные в блокадном Ленинграде, встречалась со многими, кто, как и она, пережили то страшное время. Так рождалась скорбная фигура, которая стала общей матерью для всех, детей и взрослых, кто упокоился на горьких аллеях Пискаревки.

Судьба распорядилась так, что мастер не смогла завершить задуманное. Все пережитое подорвало ее здоровье, она тяжело заболела. Скульптуру в натуральную величину создавал ее постоянный помощник – художник Роберт Таурит.

Вера Исаева умерла за две недели до открытия монумента. У нее не было наград и званий, она не стремилась к материальным благам. Много работала и повторяла, что «жизнь стремительно мчится вперед, поэтому надо спешить трудиться».

Наш долг – помнить авторов мемориала, ставшего символом мужества ленинградцев.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.