Найти тему
РГСУ LIFE

Научный полк: Алексей Петрович Маресьев, Великий подвиг летчика-истребителя

Российский Государственный Социальный Университет продолжает цикл публикаций в рамках информационно-просветительского проекта «Научный полк». Сегодня наш рассказ – о легендарном советском военном летчике-истребителе Алексее Петровиче Маресьеве, ставшем в годы Великой Отечественной войны одним из символов мужества, патриотизма, воинской доблести и самопожертвования во имя Великой Победы.

Образ советского летчика, который преодолел тяжелое ранение, вернулся в строй и продолжал совершать боевые вылеты, вдохновил писателя Бориса Полевого на создание литературного произведения «Повесть о настоящем человеке».

Путь в небо начинался для Алексея Маресьева очень трудно. Отец умер от ран, полученных на фронтах Первой мировой. Надо было помогать матери, которая работала уборщицей на заводе, одна воспитывая троих сыновей.

После окончания школы в городе Камышин Сталинградской области (ныне Волгоградской) Алексей работал токарем. Дважды подавал документы в летное училище и дважды получал отказ — по здоровью. В детстве он перенес тяжелую форму малярии, приведшую к ревматизму. Никто не верил в его детскую мечту — стать летчиком,-  кроме него самого.

Несмотря на слабое здоровье, в 1934 году Камышинский райком комсомола направил Маресьева строить Комсомольск-на-Амуре. Будущий Герой Советского Союза категорически не желал ехать на Дальний Восток. Впоследствии он вспоминал, что на медкомиссии женщина-врач сказала ему: «Алеша, ты, конечно, можешь не ехать. Но знай, если ты одной ногой ступишь на ту землю, все твои болезни пройдут». Так оно и случилось. Перемена климата благотворно сказалась на юном волжанине. Без отрыва от производства он стал заниматься в аэроклубе.

В 1937 году был призван в Красную Армию и попал по настоятельной просьбе в авиацию — служил в 12-м авиапограничном отряде на Сахалине. Правда, не летал, а помогал обслуживать самолеты. Активного красноармейца заметили и направили Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в Батайск Краснодарского края.

Именно там он впервые самостоятельно поднялся в небо. Закончив в 1940 году Батайское военное авиационное училище имени А.К.Серова, в звании младшего лейтенанта Алексей Маресьев был оставлен в родных стенах летчиком-инструктором, и там же встретил войну.

В марте 1942 года летчика Алексея Маресьева направили на Северо-Западный фронт, где шли тяжелые бои в районе города Демянск на Новгородчине. Там советские войска окружили крупное соединение немецкой армии из группы «Север». Немцы рвались из «демянского котла», наши войска из последних сил удерживали кольцо окружения. К тому времени на счету летчика было 4 сбитых вражеских самолета, первым из которых стал транспортный «Юнкерс-52».

4 апреля 1942 года Маресьев при сопровождении своих бомбардировщиков наткнулся на группу немецких истребителей. Завязался напряженный бой, в котором один враг был сбит, но и Як-1 Алексея получил серьезные повреждения, а сам он был ранен в ноги. Пришлось приземлиться на вражеской территории, в районе «демянского котла».

Приземлившись, Маресьев на разбитых ногах вначале пошел, а затем, обессилев, пополз на восток. Восемнадцать суток, по таявшему апрельскому снегу, практически без еды и воды, продолжалось это страшное путешествие, о котором впоследствии летчик не любил вспоминать. Спасли его мальчишки из деревни Плав Валдайского района — Сережа Малинин и Саша Вихров, которые наткнулись в лесу на потерявшего сознание пилота.

Долгий путь сделал свое — летчик, у которого стремительно развивалась гангрена обеих израненных и отмороженных ног, был в столь плохом состоянии, что врачи уже и не надеялись на его спасение. В ходе последующей операции Маресьеву ампутировали обе ноги. Жизнь его теперь была вне опасности, но казалось, что о службе летчика можно навсегда забыть. Но у Алексея Петровича было другое мнение на этот счет. Он привык преодолевать себя.

Несмотря на полученную инвалидность, после тяжелой операции лейтенант начал упорные тренировки — вначале в госпитале, потом в санатории. И опять в эту затею никто не верил, кроме него самого. Он много занимался по собственной системе, преодолевая боль, слабость,  недоверие медиков. Алексей смог не только освоить протезы, но и доказать взыскательному и скептически настроенному медицинскому и военному начальству, что способен совершенно свободно владеть своими «новыми ногами» и управлять самолетом.

Несколько месяцев Маресьев настойчиво добивался отправки на фронт и в итоге в июне 1943 года был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Но командир полка подполковник Иванов сначала не решался посылать Алексея на боевые задания — обстановка в воздухе над Курской дугой была весьма напряженной.

Выручил командир его эскадрильи, Александр Числов, взявший Маресьева ведомым на несколько боевых заданий. После того, как в одном из боев Маресьев сбил вражеский «Мессершмитт», доверие к новому летчику со стороны командования резко возросло. Сам же Алексей Петрович с тех пор стал считать Числова своим «крестным».

А вскоре старший лейтенант отличился настолько, что стал известным по всей 15-й воздушной армии. 20 июля 1943 года Маресьев спас двух своих товарищей и сбил при этом два немецких «Фокке-Вульфа-190», прикрывавших вылет пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-87». Всего же наши летчики в этом бою сбили 13 вражеских самолетов.

«Возвращаясь с задания, старший лейтенант Маресьев с трудом вылезал из кабины «лавочкина», - вспоминал командир эскадрильи, Герой Советского Союза Александр Числов, - и друзьям иногда приходилось относить его в землянку на руках, от усталости и боли в ногах он не мог сделать ни шагу. Нас многое восхищало в нем, но больше всего - его нечеловеческое терпение». Летчик с протезами ног совершил 86 боевых вылетов и сбил еще семь самолетов противника.

В представлении Маресьева к званию Героя Советского Союза командир полка написал: «Не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».

Боевая слава об Алексее Маресьеве разнеслась по всей воздушной армии и по всему фронту. В полк, где он служил, зачастили корреспонденты. Судьбоносная для Алексея Маресьева встреча произошла в землянке под Орлом в июле 1943 года, когда репортёр «Правды» Борис Полевой записал его рассказ в тетрадь «Дневник полёта 3-й эскадрильи».

Спустя три года, после окончания войны, корреспондент вернулся к идее создания произведения о подвиге безногого лётчика. Не имея ни конспекта, ни плана, руководствуясь только репортёрскими записями, сделанными три года назад, он с нуля написал книгу за 19 дней. Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь». За создание этого литературного произведения  писатель был отмечен Сталинской премией II степени (1947).

В июле 1946 года Маресьев был уволен в запас в звании майора. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (катался на лыжах, коньках, велосипеде, занимался плаванием). Находясь в санатории под Куйбышевом, установил личный рекорд, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут.

После войны мирная жизнь Алексея Маресьева была тесно связана с Комитетом ветеранов войны, ответственным секретарем которого он стал в  1956 году, а возглавлял с 1983-го. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, которая выступала образовательным преемником Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. В 1956 году – защитил кандидатскую диссертацию по истории.

Желание жить и быть полезным для своей Родины присутствовало у Алексея Петровича всю его жизнь. Он пользовался неоспоримым авторитетом среди фронтовиков и был настоящим кумиром советской молодежи. Российский Государственный Социальный Университет, являющийся наследником великих традиций Высшей партийной школы при ЦК КПСС, может по праву гордиться тем, что в стенах нашего вуза учились такие великие люди, как Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев.

Алексей Петрович Маресьев
Алексей Петрович Маресьев