Найти тему

Некоторые вопросы этики репортажного фотографа

Оглавление

Работа на фестивале "Амурские волны-2021" оказалась хорошей школой профессионального общения. Во-первых, я впервые была не просто аккредитованным фотографом, но и снимавшим от стороны организаторов. А во-вторых, я впервые работала в окружении многочисленных коллег по цеху, с частью из которых мы были членами одной команды. Новый статус заставил посмотреть с иного ракурса не только на других, но и на себя.

Фото меня от Ольги Косарьковой
Фото меня от Ольги Косарьковой

Работа в выделенной фотозоне при концертной съемке заставляет постоянно балансировать между уважением к коллегам и выполнением съемочной задачи, при этом не мешая ни артистам, ни зрителям, ни персоналу. Это вопросы элементарной вежливости, несмотря на то, что у тебя на шее бейдж, позволяющий некоторые вольности в перемещениях.

Во всех ВУЗах (надеюсь, что и колледжах тоже) первые лекции для студентов раньше начинались с разбора этических аспектов профессии. Этому посвящался не один час, а в конце следовал обязательный зачет. Ну по крайней мере, так было в мое время. У меня нет журналистского образования (только двухгодичные курсы фотокорреспондентов), но думаю, что и на журфаке дело обстояло также. Но может в наши дни этот предмет исключили за ненадобностью?

Иначе как объяснить поведение некоторых фотографов, чьи попы, спины, головы и иные части тела постоянно влетали в поле зрения моего (и не только моего) объектива? Ни у кого из них не было бейджа с надписью "BEST PHOTOGRAPHER" и их поведение вызывало порой не только недоумение, но раздражение. Мой темпераментный коллега на полном серьезе собирался одному такому выскочке кропнуть его фулфрейм прямо во время выступления оркестра.

-2

Не хочу думать, что мое негодование было вызвано завистью, потому что у мельтешащих перед моим объективом коллег и опыта больше, и статус гораздо выше, да и работу свою они, в конце концов, выполнили великолепно. Но все же мне кажется, что даже в порыве съёмочной горячки нельзя относиться с неуважением к товарищам по цеху, даже если они не из твоей команды.

Нет, я вполне допускаю, что и сама, наверное, кому-то могла нечаянно помешать сделать классный кадр, но речь не о случайности, а о систематической беспардонности. Возможно, проблема в том, что я не имею базового фотожурналистского образования и поэтому какие-то вещи не понимаю. Возможно, все, что я написала выше, не имеет никакого отношения к хорошему репортажу, ради которого можно пренебречь правилами хорошего тона. Но все же я отметила для себя несколько моментов деловых отношений, которые считаю очень важными при репортажной съемке. Многое я, конечно, знала и раньше, но некоторые вещи всплыли именно во время работы на фестивале.

-3

Рекогносцировка

На место съемки нужно приходить сильно заранее и с улыбкой на лице. И не только затем, чтобы узнать где буфет/туалет и примелькаться перед персоналом. Разумеется, это нужно прежде всего для поиска оптимальных точек съемки, выяснения границ своего перемещения и подготовки техники.

Вежливость и уважение к коллегам

Приход на точку съемки заранее кроме вышесказанного помогает завязывать добрые отношения с такими же фотографами как и я сама. У меня сколько угодно примеров, когда минутный разговор, добрая шутка или ничего не стоящая услуга (да хотя бы показать где находится санузел) помогали устанавливать дружеские связи на долгие годы, а это, в свою очередь, оборачивалось неожиданными бонусами в работе. Ведь если ты уважаешь другого, то и тебя будут уважать.

Тщательно выбирать обувь и одежду для работы

Обувь на мягкой подошве делает поступь кошачьей, а неброская одежда, сливающаяся с окружающей средой (в концертном зале темная, на залитом светом стадионе светлая и т.п.) превращает фотографа практически в невидимку. Но иногда требуется и обратный вариант, когда фирменная футболка и бейдж как бы «проявляют» фотографа, давая ему «зеленый свет» для съемки.

Купить беззеркалку

На самом деле это почти шутка, но в каждой шутке, как известно... Я, например, точно не пошла бы на съемку драматического спектакля или шахматного турнира со своим хлобыстающим на весь зал затвором. А вот на концерте его точно не слышно.

Купить телезум. Ну хотя бы 70-200мм

А вот это уже, что называется, must have! Да, можно сколько угодно рассуждать об эстетике изображения, снятого на 35 мм, но когда у дюжины фотографов только это стекло, а места нет, то тут и до мордобоя недалеко.

Кстати, шутки шутками, а длинный объектив пока еще вызывает у нефотографов (да порой и у фотографов тоже) ощущение, что перед ними крутой профи и они стараются не мешать его работе, а значит точно не будут шипеть за спиной, ругая тебя последними словами, и будут наклоняться, если потребуется проскочить перед объективом.

Не подпирать стены

Иногда фотограф сам виноват, что в его объектив попадают посторонние объекты. Место, оставленное фотографом позади себя (в случае съемки сбоку в зрительном зале или в фотозоне стадиона), поможет моему коллеге не мешать мне при съемке, обойдя меня со спины.

Уважать зрителя

Артисты выступают для зрителя, а не для фотографа. А значит, если на концерте нет иной возможности поменять точку съемки, как только пройти по залу, то делать это нужно между музыкальными номерами, а не во время. Ну и не идти гоголем, а пригнуться из уважения к сидящим. Если кому-то вдруг это помешало, то вежливо извиниться (уверена, некоторые мои коллеги точно скажут, что последнее излишне).

Не мельтешить

Если вдруг придется выбрать точку съемки в проходе концертного зала (например, для съемки вручения грамот и дипломов всяких там лауреатов и дипломантов), то нужно замереть, чтобы зритель мог приспособиться к действию в обход спины фотографа.

Уважать зрителя и артистов

Зрители пришли смотреть не на попу фотографа. Возможно, артисты умеют делать вид, что не видят фоторепортера, крадущегося между ними, но вот зрителям точно некомфортно видеть скачущего по сцене "спеца" с камерой.

-4

Быть вежливым и доброжелательным без нотаций

Мне не раз приходилось наблюдать ситуацию (а пару раз и попадать в нее самой), когда на съемке детских праздников, отчетных концертов или соревнований родители буквально выдавливали ими же приглашенного фотографа, вылезая перед ним со своими телефонами.

То же самое постоянно возникает на концертах, когда зрители могут оттеснять (порой грубо) работающего фоторепортера. Тут поможет только вежливость и юмор - перевоспитывать таких людей точно не стоит. Впрочем, многие мои коллеги утверждают, что иногда помогает только русский нелитературный. Ну как-то так доходчивеее и быстрее получается.

Не критиковать работу коллег

И не просто не критиковать, а даже не обсуждать за их спинами. Те, кто провоцирует на «разбор полетов» фотографа N, потом с таким же жаром будут разбирать на молекулы и меня. Так что корректность — наше все!

Я понимаю, что все, что я написала выше, интересно больше профи, но уверена, что и любителям они пригодятся. Буду рада, если вы дополните этот пост своими наблюдениями.

Еще статьи на тему: