Найти в Дзене

О фотоснобизме

Оглавление

Фотоснобы – интересное явление в среде фотографов. Больше всего от них "достается" новичкам, которые еще плохо ориентируются в композиции, технике и профессиональном сленге. Нападки такого "спеца" могут не только надолго испортить настроение, но напрочь отбить желание учиться фотоделу. В статье ниже несколько любимых "цеплялок" фотоснобов. Ага, я такой сноб-антисноб.

Нет, эти ребята не фотоснобы, просто надо же было поставить какую-то картинку для иллюстрации
Нет, эти ребята не фотоснобы, просто надо же было поставить какую-то картинку для иллюстрации
Основная характеристика сноба – усердные претензии на авторитетность и пренебрежение ко всему, что «кроме». «Кроме» в данном случае – это те нормы, которые сноб почитает как высшие, исключительные.
Снобизм в профессиональной сфере характеризуется надменностью и высокомерием по отношению к новичкам и всяческим выпячиванием своего профессионального роста. Глумиться над новичками – это для сноба отдельное удовольствие.
Отличие просто опытного человека от сноба – в отсутствии жесткой модели для подражания, сковывающей его свободу мысли. Он ценит суть вещей, а не их этикетку. Он живет так, как считает нужным, а не как принято в каких-то профессиональных кругах и нормально общается с «не профи», не требуя от них совершенства для допуска в его общество.

1. А у вас горизонт завален

По количеству использований снобами это замечание однозначно находится в топе. Невнимательное отношение к горизонту – действительно первая характеристика новичка, но для сноба это некий водораздел, по которому вы либо допускаетесь в его общество, либо остаетесь за бортом. Сноб редко может удержаться от замечаний по этому поводу, которые часто безапелляционны и эмоциональны.

2. Вы нарушили правило третей

Еще одна любимая «цеплялка» фотоснобов – строго следить за соблюдением правил композиции, невзирая на художественные задачи и законы восприятия. Иногда новички чувствуют такие вещи острее, но их тыкают в правила, которые нужно сначала выучить, а потом нарушать. Они не спрашивают чем вы руководствовались, они утверждают, что так делать нельзя.

3. Нормальный кадр можно сделать только на…

Шутки о противостоянии «кэнонистов» и «никонианцев» уже отходят в прошлое, хотя нет-нет, да и встретишь подобные комментарии. Сейчас другая тенденция – ругать вообще всех производителей за то, что не могут создать идеальную камеру (и лучше, видимо, сразу с кнопкой «шедевр»). При этом фотоснобы ну очень любят щеголять знанием технических терминов, напуская на себя некий флёр элитарности.

Есть еще новомодное ответвление этой дискуссии: спор о том, что лучше – пленка или цифра. Сноб не заморачивается спросить у оппонента, снимал ли тот когда-нибудь на пленку, априори предполагая, что это он один такой уникальный. А если узнает, что кто-то еще начинал с пленки, то все равно находит повод показать, что если тот и снимал, то точно не так, как это делали мэтры фотографии. В общем, было бы желание ткнуть носом...

4. Профи снимают только в мануале

Сколько раз мне приходилось наблюдать, как некоторые фотографы чуть не выворачивали шею, чтобы подглядеть какие настройки выставлены на чужой камере (впрочем, некоторые делали это достаточно бесцеремонно). Потому что буковка на колесике режимов – это для них показатель, по которому сноб определяет достойны ли вы дальнейшего общения, либо уйдете в игнор. Кстати, а вы замечали, что многие опытные фотографы скрывают марку камеры и меняют брендированный ремень на обычный? Наверное, не только для того, чтобы не соблазнять воров, но и чтобы не отвлекаться на снобов.

5. В этой программе уже никто не обрабатывает

Это примерно то же самое, о чем идет речь выше. Для фотосноба неважно, что вам хватает функционала программы – он просто так считает и все, баста! Безапелляционность – один из ярких симптомов снобизма.

Кстати, если говорить об обработке, то можно упомянуть еще один вариант фотоснобизма – жонглирование терминами «а-ля английский»: "навалить сатюрейшена", "отретачить кожу"… Возможно, в узкой профсреде это воспринимается нормально, но в обучающих статьях или видео – как минимум, странно.

6. Программа должна быть только на английском.

Аргументируют свою позицию они тем, что так и работает лучше, и для понимания функционала полезнее, и вообще в наше время стыдно не знать английский!

Сама долгое время находилась под влиянием этого убеждения, пока после известных событий не пришлось лицензионную программу заменить на... ну сами понимаете. И она была только на русском. И, о счастье, я наконец-то до конца разобралась как все это работает!

7. Профессионалы снимают на фиксы

Мне всегда очень смешно читать, когда кто-то с умным видом начинает рассуждать, что настоящий профи снимает только на фиксы, а зумы – это всегда компромисс, либо удел новичков и лентяев.

Да, я могу представить студийного фотографа с любым фиксом, даже фотоохотника могу, а вот спортивного репортера ну никак не получается.

8. Постобработка – зло

Я знаю прекрасных фотографов, которые не обрабатывают свои снимки. И прекрасных фотографов которые сами не обрабатывают, а отдают все профессиональным ретушерам. И плохих фотографов знаю, которые кичатся тем, что не обрабатывают свои фотографии.

Если на выходе хорошая картинка – неважно сколько времени я провела за фоторедактором. Остро вопрос о недопустимости постобработки стоит только в солидных информационных агентствах, но по совершенно другой причине.

9. Мало обработки – дилетантизм

Некоторое время назад смотрела видео про домработниц. Там одна дама с серьезным видом утверждала, что мужскую сорочку невозможно качественно отутюжить менее, чем за полчаса. Её услуги стоят очень дорого.

Знаю фотографов, которые проводят за обработкой кадра не один час и всячески подчеркивают этот момент при общении с заказчиком – для них это показатель профессионализма и… аргумент для повышения цены.

10. Домохозяйка c камерой

Одна из любимых тем фотоснобов – домохозяйка, взявшая в руки современный цифровой фотоаппарат. Особенно их "клинит", если камера вдруг оказывается сразу приличной и с хорошим стеклом. Домохозяйка как синоним непроходимой тупости и необучаемости – это уже хамство, но подобных персонажей это, похоже, не смущает.

Фотоснобов, кстати, вообще легко вычленить по некоторой фамильярности и развязности в речи и переходу на личности: "Душа моя, я отснял столько, что знаю о чем говорю!", "Я вам указал лучший вариант, но вы, похоже, любите ходить по граблям – тогда счастливого пути!", "Учи матчасть, детка!" и так далее.

Учить матчасть никогда не вредно, а вот в общении с этими господами не вижу никакой пользы. Поэтому как только диагностирую, что передо мною фотосноб, то для своего же блага прерываю с ним всякое взаимодействие – учиться у них чревато для нервной системы, а дискутировать с ними абсолютно бессмысленно.

Еще статьи на тему: