Почему в России возбуждается так много уголовных дел по экономическим составам? К каким последствиям для экономики это приводит? И что в реальности стоит за многими посадками предпринимателей?
Пару лет назад я вместе с коллегой беседовал с нашим хорошим партнером - адвокатом, который специализируется на праве КНР и более 20 лет работает в Китае.
Речь шла о деле одного нашего клиента, который вел бизнес с рядом китайских компаний. Разбирая ситуацию, мы спросили: "А может быть стоит обратиться с заявлением в китайскую полицию?".
Ответ коллеги - нас удивил.
"Полиция КНР не занимается экономическими делами. Если они видят, что речь идет о взаимоотношениях между коммерческими организациями, то сразу отправляют в Арбитражный суд".
Проще говоря, в Китае существует следующая практика. Если речь идет о хищении государственных средств - это одна история. К таким делам относятся серьезно и наказывают жестко. А вот если кто-то пытается решить деловые вопросы с помощью полиции - то такие заявления остаются без ответа. Всеми коммерческими спорами в КНР занимаются исключительно арбитражные суды.
В России, к сожалению, дела обстоят совершенно иначе.
Нет, конечно, и у нас существует арбитражное право и есть возможность отстаивать свои интересы в гражданском судопроизводстве. Но вот по практике - огромное количество уголовных дел возбуждаются по заявлениям самих предпринимателей или топ-менеджеров.
В предпринимательской среде давно уже принято жаловаться на "беспредел силовиков", "неработающее правосудие" и "коррумпированность правоохранительной системы".
И справедливости ради заметим, что такие проблемы действительно есть.
Вот только практика показывает, что зачастую "коррумпированностью" отдельных силовиков пользуются сами предприниматели.
Именно представители бизнес-сообщества, руководители крупных компаний пишут заявления на своих партнеров, конкурентов, коллег, сотрудников.
По моей личной оценке, наверное, 50% уголовных дел, возбужденных по экономическим статьям (прежде всего, это ч. 4 ст. 159 УК РФ - "Мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере") на самом деле могли бы (и должны были бы) разбираться в рамках гражданского производства в арбитражных судах.
Типичные примеры.
Одна компания не выполнила контрактные обязательства перед другой. В чистом виде - предмет арбитражного спора. Но нет. Пострадавшая сторона обращается с заявлением в правоохранительные органы, в котором указывает, что имел место умысел на хищение средств. Условия контракта - заведомо не собирались выполнять.
Финансисты разошлись во мнениях, о стоимости акций предприятия, которые являлись предметом залога. Итог - тот же. Одна из сторон добивается возбуждения уголовного дела, люди, имеющие отношение к сделке, находятся в СИЗО.
Новый менеджмент компании - обнаруживает, что их предшественники провели ряд невыгодных сделок. Почему бы не доказать и взыскать нанесенный ущерб в гражданском суде? Но нет - лучше мы напишем заявление и сразу посадим "злоумышленников".
Почему же так происходит?
Во-первых, арбитражный процесс может длиться долго. Даже в случае выигрыша дела, средства еще предстоит взыскать.
А вот в рамках уголовного судопроизводства все происходит гораздо быстрее.
Согласно статье 115 Уголовно-Процессуального кодекса РФ: "Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия".
Проще говоря, арест на имущество (счета, акции) подозреваемого накладывается практически сразу после возбуждения уголовного дела.
То есть логика здесь следующая.
Суд потом разберется виновен человек или нет, а вот на тот случай, если виновен - арест на имущество мы наложим прямо сейчас.
Во-вторых, уголовное дело в результате возбуждения которого собственник или управленец оказывается в СИЗО, это "прекрасный" инструмент давления со стороны недобросовестных конкурентов. Как правило, предприниматель, оказавшийся в тюрьме - теряет свой бизнес.
В-третьих, в рамках уголовного судопроизводства розыском имущества, например, должника, по сути занимаются правоохранительные органы со всеми их оперативными и техническими возможностями. И в данном случае, заявитель рассуждает просто: ну зачем, что-то разыскивать самому тратить деньги на адвокатов, специалистов-взыскателей, если эту работу великолепно выполнят следователи и оперативники.
И, наконец, в-четвертых, добиться отмены приговора по уголовному делу в российской практике, гораздо труднее, чем по делу арбитражному. Поэтому тут желающие что-то получить от партнера или конкурента, действуют получается наверняка: дело, приговор, компенсация ущерба в рамках приговора.
В общем сложилась крайне неприятная ситуация.
Люди, которые постоянно жалуются на "плохой деловой климат", "неправомерные практики силовиков" и т.д. САМИ идут к правоохранителям и просят "решить" возникшие бизнес-проблемы.
А потом... А потом и они попадают под уголовное преследование. Примеров таких масса. Люди, которые годами пользовались своими связями для того, чтобы разбираться с конкурентами, в итоге все равно оказываются за решеткой. Ну просто у кого-то "ресурс" оказывается сильнее.
И еще один важный момент.
В нашем обществе присутствует негативное отношение к предпринимателям. Раз бизнесмен - значит жулик. Так считают многие.
Сотрудники правоохранительных органов - это часть общества. И у многих из них - такое же мнение. Отсюда - соответствующее отношение в ходе расследования экономических дел.
Да, я не буду утверждать, что российский бизнес - белый и пушистый.
Однако, он (бизнес) никогда и не станет законопослушным, если в обществе не будет сформировано понимание того, что предприниматели это, прежде всего люди, которые создают необходимые продукты и услуги, рабочие места, позволяющие увеличивать наше благосостояние.
В конечном итоге - бизнес, это основа экономического развития любой страны. А следовательно - ее (страны) силы, безопасности, стабильности.
К чему же приводит вал экономических уголовных дел?
К процветанию бизнеса? Вряд ли.
Собственники и топ-менеджеры сидят, бизнес оказывается в кризисной ситуации и идет к банкротству. Рядовые работники - теряют свои места и зарплаты. Экономика - несет потери.
Предприниматели не имеют стимула к развитию.
Ситуация, когда в любой момент к тебе "могут прийти" по любому поводу - приводит к тому, что бизнесмены предпочитают выводить заработанные деньги и сворачивать дело. Долгосрочные проекты - мало кому интересны. Ведь перспективное развитие основывается, прежде всего, на стабильности и уверенности в завтрашнем дне. А если любой контракт, может стать поводом к возбуждению уголовного дела по 159-ой статье - какой смысл работать "в долгую".
Результат.
Вернемся к примеру, приведенному в начале статьи. А именно к китайскому подходу к экономическим делам.
Доля Китая в мировой экономике - составляет почти 20%.
Доля России в мировой экономике - около 3%.
Китайские товарищи давно уже поняли, что бороться с экономическими преступлениями нужно с помощью скальпеля, а не с помощью топора.
По словам специалистов-китаеведов, в КНР давно исповедуют крайне прагматичный принцип: нарушил, что-то в рамках предпринимательской деятельности - компенсируй ущерб, заплати штраф и... иди работай дальше, развивай производство, создавай рабочие места. Одним словом - работай на процветание экономики Китая.
В Росси пока превалирует совершенно другой подход. Каждый день мы читаем об очередных посадках бизнесменов и радуемся тому, что "вор должен сидеть в тюрьме".
Вот только - сравнение китайской и российской экономик - пока явно не в нашу пользу.
Невольно вспоминается старый анекдот про внучку декабриста... Мы за что боремся? За то, чтобы не было богатых или за то, чтобы не было бедных?
А вам, что больше нравиться? Экономика посадок или экономика развития?
#укрф #экономика #россия #китай #мошенничество
Сохраните в своей записной книжке телефон Правового консьержа:
8 (800) 250-11-07 (звонок по России не тарифицируется операторами)
Официальный сайт провайдера услуги Правовой консьерж - Московской Муниципальной Коллегии Адвокатов:
Пусть они всегда будут у вас под рукой, как и телефон хорошего врача!
ЕСЛИ ВАМ НУЖЕН ЭФФЕКТИВНЫЙ СОВЕТ или ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ДЕЙСТВИЮ - ВСЕГДА РАД ВАМ ПОМОЧЬ!