Найти тему

Речевые игры для детей от 6 до 12 месяцев - учимся говорить играя!

Начиная со второго полугодия жизни ребёнок учится сидеть, ползать, а самые основные умения этого периода - ходьба и появление первых слов.
В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нём, сам подползти и взять какой-либо предмет. Предметы для малышей заряжены необычайно притягательной силой: им интересно всё вокруг!
На основе хватания расширяются возможности манипулирования с предметом,
к 7 месяцам малыш осуществляет простое перемещение предметов, может извлекать из них звуки.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора
К концу младенческого возраста (с 10-11 до 14 месяцев) возникают более совершенные действия: открывание, нанизывание, вкладывание.
Взрослый продолжает направлять малыша, предлагая новые игрушки и показывая, как надо обращаться с ними. Хватание стимулирует возникновение собственного опыта обращения с предметами.
Манипулятивная деятельность переходит на уровень предметной деятельности, формируя следующую ступень развития мышления - наглядно-действенную.


Речь так же продолжает своё развитие - из протянутой к занимательному предмету руки возникает указательный жест. Он уже направлен на конкретный предмет и содержит в себе зародыш слова. Рождается жест, который означает: "Дай!", затем он начинает сопровождаться словом, потом остаётся только слово. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Появляется совершенно особенная эмоционально окрашенная речь, понятная только малышу и его маме, потому что состоит из обрывков слов и непонятных звукосочетаний.


Наконец, возникает ходьба! Примерно
к 9 месяцам малыши начинают ходить. Ситуация слитности взрослого и ребёнка разрывается, маленький человечек отделяет себя от взрослого. Теперь не мама ведёт ребёнка, а он ведёт маму, куда хочет.

Так чем же занимать малыша, чтобы его развитие было гармоничным и соответствовало возрасту?


Продолжать развивать у ребёнка зрительное, тактильное и слуховое восприятие.


1. Привлекать внимание малыша к окружающим его взрослым: "Где мама? Где папа?" По просьбе взрослого находить взглядом близкого человека (сёстры, братья, бабушки, дедушки). Проговаривайте вашему крохе: " Вот твой братик Ваня! Где Ваня? Вот Ваня!"


2. В
6-10 месяцев важно обучать малыша находить взглядом крупные красочные игрушки и устанавливать связь между предметом и словом. Например, говорите: "Где часы - тик-так? Как тикают часики? Тик-так, тик-так!" Обязательно используйте в речи звукоподражания!

3. С 8-10 месяцев хорошо научить действовать с предметами по-разному, в соответствии с их свойствами (резиновые игрушки - сжимать, прислушиваясь к их звучанию; шары, мячи - катать и ловить), с 9-10 до 12 месяцев - снимать и надевать кольцо на стержень, опускать шары в коробку, вкладывать один полый предмет в другой.

Используйте игры-вкладыши: "Зоопарк", "Ферма", "Рыбалка", матрёшки, пирамидки, кубики. Показывайте игровые действия с сюжетными игрушками ("Покачай лялю", "Покорми мишку", "Положи спать зайку").


4. В
9-10 месяцев можно играть так: из 5-8 знакомых малышу игрушек предложите найти одну. Например, посадите в ряд мишку, кошку, собачку, куклу, зайчика и попросите найти собачку: "Где собачка - ав-ав? Дай собачку! Покажи ав-ав!"

Уже с 9 месяцев можно развлекать кроху играми-шутками: "Ладушки", "Идёт коза рогатая", "Прятки", "Догоню-догоню".


5. В
10 месяцев необходимо учить узнавать на картинке знакомые предметы. Картинки должны быть реалистичные.


6. В
11 месяцев обучайте ребёнка выполнять действия с знакомыми предметами ("открой-закрой", "сними-надень"), сначала показывайте сами, потом предлагайте выполнить малышу. А также предлагайте выполнять простые поручения ("дай мяч", "покорми собачку").


7. В
12 месяцев родителям важно активно учить малыша произносить первые облегчённые слова, названия знакомых предметов и действий, например: собака - ав-ав, кушать- ам-ам, кукла спит - бай-бай. Учат активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, дай, на, иди.


Начиная с 6 месяцев ребёнок хочет, чтобы взрослый "сотрудничал" с ним в игре, организовывал, помогал ему при затруднениях, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения.