Найти тему
Немного Историк

Почему европейцы не помогли защитникам Константинополя?

Мехмед II основательно подошел к осаде Константинополя, он привел под стены города великую армию в 80 тысяч человек, снарядил османский флот, состоявший из более чем 100 кораблей и выставил несколько десятков пушек, ежедневно обстреливавших неприступные стены Царьграда. В 1453 году от былой славы Византийской империи осталось одно название, и некогда великая столица ромеев представляла жалкое зрелище, выставив для обороны лишь 7 тысяч доблестных солдат. В этой непростой ситуации, Византийскую империю могло спасти от гибели лишь вмешательство извне, и император очень надеялся на помощь европейских христиан. В этой статье мы обсудим, что думали в Европе по поводу помощи погибающему Константинополю.

Пожалуй, самое известное изображение падения Константинополя. Думаю, все и так знают, чем закончилась осада, так что, спойлерами уже никого не удивишь.
Пожалуй, самое известное изображение падения Константинополя. Думаю, все и так знают, чем закончилась осада, так что, спойлерами уже никого не удивишь.

Когда османский султан осадил Константинополь, он, возможно, сам того не ведая, очень удачно подгадал момент. Идея великих крестовых походов неуклонно шла на убыль, скатившись к разговорам на кухне и наклейкам на повозках с пресловутой надписью «можем повторить».

Западная Европа переживала не самые лучшие времена, так как Англия и Франция уже вышли на финишную прямую Столетней войны, знатно потрепав экономику друг друга и изведя на сражения десятки тысяч бойцов. У англичан почти не хватало сил на окончательный этап войны, что уж там говорить о помощи Константинополю. Французам тоже было нелегко, так как бургундский герцог, Филипп III, выступавший против Карла VII (король Франции), обладал хорошим войском и большим желанием оттяпать побольше земель у французского монарха.

Священная Римская империя полыхала в огне гражданской войны, так как Фридрих III пытался удержать у себя под пятой чехов и венгров, почти не имея никаких легитимных оснований для такого предприятия.

На Пиренеях тоже было не все сладко, так как испанские феодалы вовсю занимались реконкистой и противостояли угрозе мусульман, приходящих с африканского континента. До окончательной победы им оставалось чуть меньше 40 лет.

Карта Европы на 1453 год. Ситуация неприятная для Византии.
Карта Европы на 1453 год. Ситуация неприятная для Византии.

Определенные надежды можно было бы возложить на Папу Николая V, который активно призывал всех к новому крестовому походу, но никто не торопился отзываться на этот призыв. К сожалению, понтифик не обладал необходимым влиянием на западных государей, чтобы к его словам прислушивался кто-то, кроме ярых сторонников поддержки Византийской империи.

Отдельное внимание стоит уделить торговым республикам, в частности Венеции, где неоднозначно относились к идее помощи погибающей Византии. Часть Большого совета (главный орган управления Республикой) была убеждена, что падение Константинополя стабилизирует регион и позволит венецианцам свободнее торговать в Черном море. Кроме того, если помогать Константину XI (византийский император), то османы расценят это как акт враждебности и захватят все торговые фактории Республики. Противники такой точки зрения, исходя из экономических интересов, были убеждены в неизбежном захвате крупных венецианских колоний османами после взятия Константинополя.

Самое приятное, что сторонников поддержки Константина оказалось куда больше, чем противников. Беда была в другом. У Венеции, как часто бывает с торговыми республиками, почти не имелось свободных средств, так как все деньги были в обороте. Сфокусироваться на византийской проблеме так же мешали боевые действия с Миланом, которые длились уже два десятка лет. Тем не менее, венецианцы активно обсуждали идею отправки флота в Босфор, еще в феврале 1453 года, когда над Константинополем начали сгущаться тучи, но дискуссию было решено отложить до апреля, в надежде, что у ромеев все само как-нибудь рассосется.

Флот все же решились отправить, но только в середине апреля, собственно, когда уже было поздно. Да и отправили его не к Константинополю, а в венецианскую колонию на острове Тенедос. Первой задачей, стоявшей перед флотоводцами Республики, был сбор сведений о состоянии обороны города и численности османских войск. По задумке Большого совета, флот должен был терпеливо ждать венецианских подкреплений до 20 мая и лишь после этого отправляться к Босфору. Действия флотоводцев не отличались скоростью, складывалось впечатление, что Дож лично проинструктировал адмирала Лоредано тянуть время, дабы определить, стоит ли игра свеч. Командующий венецианским флотом вместо Тенедоса направился к острову Корфу, чтобы прихватить с собой галеру, без которой, конечно же, было не обойтись. Думаю, вполне ожидаемо, венецианцы не успели помочь защитникам Константинополя.

Венецианцы (ленивец), Папский престол (зайчиха) и Генуя (Лис) смотрят на осаду Константинополя османами.
Венецианцы (ленивец), Папский престол (зайчиха) и Генуя (Лис) смотрят на осаду Константинополя османами.

Папа Николай V все это время пытался побудить Республику действовать без промедлений, он даже пообещал дать денег, лишь бы венецианцы направили свой флот как можно раньше. Кардиналы так же поддержали Первосвященника в намерениях, но в курии господствовало убеждение, что Константинополь продержится минимум до середины лета. В середине апреля был заключен договор между Республикой и Папским престолом о выделении из состава венецианской флотилии пяти кораблей и немедленной отправки их в Константинополь, но произошли бюрократические проволочки, и вся эта история растянулась до конца мая, когда уже никому помощь не требовалась.

Говоря о торговых республиках, не стоит забывать о Генуе, которая предпочла держать нейтралитет в противостоянии османов и византийцев. Буквально сразу после начала осады Константинополя, управляющим генуэзских колоний Пера и Хиос пришли из столицы инструкции, в которых предписывалось избегать любого конфликта с османами, да и вообще стараться держаться от них подальше. Одним словом, Республика желала удачи обеим сторонам.

Картина Карла Фридриха Лессинга "Последний крестоносец". Художник символизирует в этой работе закат эпохи крестовых походов и предательский отказ европейцев от помощи погибающей Византийской империи.
Картина Карла Фридриха Лессинга "Последний крестоносец". Художник символизирует в этой работе закат эпохи крестовых походов и предательский отказ европейцев от помощи погибающей Византийской империи.

Тем временем, доблестные защитники Константинополя даже не сомневались, что европейцы пришлют им помощь, просто братья-христиане сбились с пути. Для того, чтобы разыскать потерявшихся союзников, император отравил корабль. Чтобы тот беспрепятственно вышел в море, византийцы отправились под покровом ночи, переодевшись в турецкую одежду и водрузив османский флаг на мачте. Два десятка дней ромеи рыскали по Эгейскому морю, но эскадры союзников так и не нашли. В конце концов, моряки решили вернуться и разделить судьбу со своим городом, отринув идеи позорного бегства.

На этом, пожалуй, мы закончим. В следующей статье я расскажу о том, почему на помощь Константинополю не пришла православная Сербия и Великое княжество Московское.

- Следующая серия
-
Предыдущая серия
-
Самая первая серия

Благодарю за прочтение статьи. Если зацепила тема, ставьте лайк. Если понравилась подача и формат, подписывайтесь на канал, тут много интересного!