Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение
В поисках информации об этой великокняжеской жене я поняла странную вещь - мы и о её муже немного знаем. Ну, правда. Вот говорим о Александре Невском, а кто его родители? В учебниках истории их точно нет. Хотя может ли быть , чтобы его отец был "слабым" князем? Да и мать, воспитывающая сыновей-воинов, должна быть сильной личностью. Как может быть по-другому, если оба деда князя Александра были очень уважаемыми на Руси князьями? По отцу то дедом был Всеволод Большое Гнездо, а по матери - Мстислав Удалой.
Если в отцовстве князя Владимирского и Ростовского Ярослава Всеволодовича историки не сомневаются, то о личности матери Александра Ярославича спорят. Сведений о ней осталось так мало, что, заплутав в информации, одни считают, что она была половчанкой – дочерью знатного половецкого хана, другие утверждают, что Ростислава принадлежала роду рязанских князей. Для меня более правильной кажется версия, что она была одной из дочерей Мстислава Удалого и половецкой княжны Марии, дочери хана Котяна, на которой тот женился задолго до битвы на Калке, в которую половцы втянули своих родичей-русских князей.
В этом смысле очень показательно её домашнее имя Ростислава, перекликающееся с именем её знаменитого отца. При крещении ей дали красивое имя Феодосия - "данная Богом".
Дата её рождения определена тоже очень приблизительно - справочник пишет: около 1200-1205 гг. Зато точно известно, когда её отец договорился о её браке - свадьба состоялась в 1213 году. Брачный возраст княжны был достаточным, хотя это никогда и никого не останавливал при заключении политических союзов. А именно такой союз и заключал Мстислав Удалой с молодым, но уже успевшим потерять первую супругу, князем Ярославом Всеволодовичем бывшим тогда князем Новгородским и Переяславским. Но союза у них не получилось. В княжеских междоусобицах, терзавших тогда Русь, они оказались по разные стороны...
В апреле 1216 года в урочище Липицы на берегах речки Гзы вблизи города Юрьева-Польского состоялась самая грандиозная битва княжеских междоусобиц, терзавших Русь накануне монгольского нашествия. В ней погибло до 20 тысяч человек, что было очень много для войн того времени. В этой битве зять и тесть сражались друг против друга.
Спросите при чём тут брак князя Ярослава и княгини Ростиславы? После Липицкой битвы 1216 г. и поражения младших Всеволодовичей Мстислав Удалой отобрал у непокорного зятя дочь и вернул ее домой. ( Для меня странная постановка вопроса, но на ней настаивают историки. Тогда так и хочется понять, где находилась жена Ярослава Всеволодовича, что её отец мог её "отнять" у мужа?) Князь Ярослав оказался вдовцом при живой супруге. Брак не мог считаться официально расторгнутым, соответственно ни Ростислава, ни Ярослав не смогли бы законно вступить в новый брак. Поступок князя Мстислава Мстиславича, грубо вмешавшегося в семейную жизнь дочери, мог повлечь за собой гнев и осуждение со стороны Церкви. Что в общем-то и произошло.
Они воссоединились снова через два года. Хотя опять же некоторые историки ставят это событие под сомнение. (На самом деле, я просто тупо включаю математику и начинаю считать. Давайте возьмём за начало первую ( а не вторую ) возможную дату рождения княгини Ростиславы - 1200 г. Тогда на момент заключения брака ей может быть 12-13 лет (Хорошо, что не 8, если взять вторую дату рождения). Скажете, это не проблема? Проблема, когда мужу 23 и он уже вдовец. Ему нужна женщина, а не испуганная девочка-подросток. К тому же он занят завоеванием власти, и современники не всегда по-доброму к нему относятся, отмечая его худшие стороны. Думаю, правда это только в моих рассуждениях, князь Ярослав свою жену из отчего дома даже не забирал...)
В 1218 году Ростиславе Мстиславовне исполнилось 17 лет, а князь Ярослав Всеволодович укрепился в приобретённых в ходе междоусобиц землях. Ему уже больше 30 лет, возраст солидный. Можно подумать и о наследниках. Вскоре родился первый сын Федор, за ним Александр, потом еще пять сыновей. Старшие сыновья рождаются в Переяславе-Залесском, а вот княжеский постриг принимают в Новгороде Великом, где правил отец.
В 1228 году восьмилетний княжич Фёдор и его младший брат семилетний Александр были оставлены отцом в Новгороде под присмотром их воспитателя Фёдора Даниловича и тиуна Якима. Фёдор становится князем-наместником. Однако восстание новгородцев в 1230 году заставляет князя Ярослава принять иное решение о сыновьях: в Новгороде отныне правят от имени отца оба княжича...
Матери о двух её старших сыновьях вести приходят с опозданием. Ростислава Мстиславна даже не успевает подумать о чём-то плохом, как муж уже опять и опять решает новгородские проблемы. Сыновья учатся жить самостоятельно и править неспокойным городом.
Когда Фёдору исполнится 13 лет, его отец договаривается с с князем Михаилом Черниговском о браке своего сына и его дочери Ефросиньи... Партия не ахти какая, но политически важная. Княгиня и не подозревала, что именно теперь начинается самая тяжёлая полоса в её жизни. Уже всё было готово к свадьбе, когда внезапно, прямо в день венчания, умирает её первенец, любимый сын Федор Ярославович, на которого возлагались большие надежды. Разве можно представить чувства матери в тот роковой момент, когда она увидела своего старшего сына бездыханным, вместо того, чтобы увидеть его весёлым и радостным в брачном венце...
Теперь старшим из сыновей становится резкий, непокорный воле отца Александр. На него переносит свою особенную привязанность княгиня Феодосия. И никто более не называет её славянским именем Ростислава... Конечно все её дети были достойны материнской любви, но именно любовь к Александру была источником и всех её тревог и волнений. Сколько раз с замиранием сердца ожидала она известий о сыне, уходящем в поход, увлечённом удалью и храбростью. И всякий раз сердце её трепетало болезненно, когда эти известия задерживались. Муж её князь Ярослав Всеволодович никогда не упрекал свою жену за подобные душевные терзания, лишь напоминал, что у неё есть и другие поводы для волнений... Она же "тихо вела домашнее хозяйство", занимаясь бытом и младшими детьми, встречами гостей и проводами мужа в очередной поход.
А потом на Русь пришли ордынцы. Чтобы спасти земли от разорения Ярослав Всеволодович, будучи уже князем Владимирским, принимает решение вместе с сыновьями ехать на поклон к хану. Его первого "вызвали", как напишет летопись. В 1243 году он был признан «стареи всем князем в Русском языце». Однако в Киев он не поехал, вернулся во Владимир. И все 5 лет его отсутствия во Владимире княгиня Феодосия Мстиславна не только следит за делами княжества ( конечно же с помощью людей, оставленных её в помощь мужем), но и переживает мучительную пытку отсутствием известий о муже и младших сыновьях. Всё более и более она склоняется по приезде мужа уйти в монастырь. Но пока муж и сыновья не возвратились - это были только мечты.
Переживание за судьбы мужа и своих детей привели к тому, что княгиня Феодосия Мстиславна заболела. Дождавшись известий о возвращении любимых своих мужчин, она уезжает в Новгород, в Юрьев монастырь, туда, где 10 лет назад был похоронен её старший сын Фёдор.
Приняв намерение отрешиться от мира, она хочет именно здесь - у могилы своего сына - произнести свои обеты и принять иноческое пострижение. Чувствуя приближение своей смерти, она желает как великого утешения, чтобы тело ее было положено рядом с честными его мощами, да возрадуются ее кости смиренные благоуханием святыни ее сына. Приняв пострижение с именем Ефросиния, блаженная княгиня недолго ожидала осуществления этого последнего своего желания. 4 мая 1244 года она предала праведную душу свою Господу и 5 мая, согласно ее завету, погребена подле святого сына своего, благоверного князя Феодора.
Так закончила свой земной путь Торопецкая княжна Ростислава, в замужестве княгиня Владимирская Феодосия Мстиславовна, мать будущего великого воина - князя Александра Ярославича Невского.
По современным меркам она была достаточно молодой женщиной - чуть более 40 лет. Однако ей пришлось жить в очень непростое время - время княжеских усобиц и борьбы за власть, время монгольского нашествия на Русь, время выбора между жизнью простой женщины, пусть и княгини, и жизнью монахини, посвящающей себя Богу... Сегодня лишь можно сказать большое спасибо этой женщине, не побоявшейся гнева отца и выбравшей мужа, родившей и воспитавшей семерых сыновей, женщине, продолжившей род Рюриковичей на русском великокняжеском престоле.