Да-да, вот именно так звучит тема нашего сегодняшнего поста. Каков он, защитник, в представлении наших предков-славян? От чего и кого защищает, какими средствами, что требует взамен? Сразу предупредим: наша задача – не составить энциклопедию образов защитника в русском фольклоре (о, это слишком объемная для одного поста задача!), а рассказать о его многообразии. Если вы захотите узнать подробнее о том или другом веровании славян – загляните в книги, которые мы подобрали по теме!
Где тебя леший водит!
По верованиям славян, хозяин и защитник леса – леший, в чьей власти находились звери и птицы, растения и земли. Без его ведома и разрешения невозможен охотничий промысел и лесозаготовки. В славянской мифологии единого представлений о происхождении лешего нет. Знаменитый этнограф и фольклорист Дмитрий Зеленин приводит из былички слова лешего о себе: «Я такой же человек..., на мне только креста нет, меня мать прокляла». Сохранились христианские версии, согласно которым лешие – низвергнутые богом падшие ангелы: те, что «попадали на дома, стали называться домовыми, в леса – лешими, в воду – водяными».
Леший может принимать облик любого человека, превращаться в любого зверя и птицу, а также в дерево, куст или гриб. Леший может являться человеку в виде свечи в поле, клочка сена, птицы с зелеными перьями. Встречаясь человеку на лесной дороге, леший часто принимает вид знакомого или родственника, ямщика, кучера на тройке, всадника, едущего верхом. По отношению к человеку леший ведет себя по-разному. Чаще всего он бывает опасен, но почти никогда не убивает. Леший может сбивать человека с пути, заставлять блуждать. Тех, кто не соблюдает установленных норм поведения в лесу, леший карает. Например, выбивает стекла в доме того, кто свистел в лесу, бьет дубинкой того, кто охотился в день Ивана Купалы.
Вместе с тем у некоторых славян есть поверья, что леший добрый и помогает тем, кто просит о помощи. Например, выводит к ягодному месту того, кто не может найти ягод, или приводит к дороге заблудившегося. Чтобы леший не вредил человеку, его старались задобрить или заключить с ним договор. Приношения лешему в виде хлеба, яиц, и другой еды относили в лес, чтобы он вернул пропавший скот или заблудившегося человека. Если человек заболевал в лесу (что также приписывалось воздействию лешего), он шел в лес с яйцом в левой руке и произносил: «Кто этому лесу житель, кто настоятель <...> тот дар возьмите, а меня простите во всех грехах» (Известия в Архангельском обществе изучения Русского Севера. 1912). Чтобы возвратить людей, которых увел леший, на перекрестках дорог клали для него угощение: сало, горшок с кашей, блины.
Полагали, что если при встрече с лешим молитва не помогает, необходимо прибегнуть к матерной брани, а на юге верили, что отогнать лешего можно словами «приди вчера». Также существовало поверье, что чтобы узнать лешего, нужно посмотреть через правое ухо лошади. Жители некоторых губерний утверждали, что крещеные люди вообще не могут видеть леших.
Медведь в углу!
Священных животных у древних славян было много, у каждого племени был свой тотемный зверь – покровитель всего племени, который всегда защитит своих людей от природных опасностей, от врагов и болезней. Древние славяне верили, что тотемный зверь – медведь, конь, бык (тур), волк, сокол или олень, обеспечит продолжение рода, спасёт, обратившихся к нему за помощью, передаст им свою силу, ловкость, мудрость, выносливость, плодовитость. В языческие времена считалось, что любая часть священного зверя (тотема) обладает такой же силой, теми же свойствами, что и сам живой зверь.
Одним из самых могущественных животных на Руси считался волк, он воплощал движение, связь между мирами – людского и потустороннего. Если волк утаскивал скотину в лес, запрещалось преследовать его: потерянное животное фактически становилось жертвенным, и в награду за эту жертву ожидали удачи. Само слово «волк» содержит корень «влечь», то есть «тащить», и означает «тащащий». Связь волка с представлением об удаче была так велика, что из волчьего хвоста, зуба или даже просто клока шерсти делали амулеты.
Медведь, в противоположность волку, – символ центра потустороннего мира. Он воплощает изобилие, плодородие. Брачная символика медведя разнообразно воплощена в свадебных ритуалах, начиная с гаданий о грядущей свадьбе: приснившийся девушке медведь сулил скорейший визит сватов. Когда жених приезжал за невестой, мать новобрачной встречала его в вывернутом тулупе, изображая медведицу. На свадьбе молодым полагалось поцеловаться по возгласу «Медведь в углу!». Медведь – животное настолько священное, что его название табуировано, и соответствующее славянское слово не сохранилось (оно было родственно латинскому ursus и кельтскому artos); слово «медведь» означает «медоед», и оно, хотя и вытеснило изначальное наименование, тоже табуировалось – зверя следовало называть «хозяином».
У северных славян почитаемым животным был лось или олень. На оберегах его изображали в виде четвероногого животного с коротким загнутым вверх хвостом. Тотем северного оленя сохранился в легендах, в вышивке на головных уборах, свадебных полотенцах до XIX века в северных губерниях России, в обрядовом печенье.
Очень часто встречаются подвески-обереги, изображавшие птиц. С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов – петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние славяне верили, что птицы – посланники небес, вестники богов. Считалось, что птицы способны отогнать беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.
Герои былин – богатыри
Они идеал, воплощение воинской доблести, верности народу и родной земле. Они обладают гиперболизированными физическими качествами, которые помогают им побеждать противников. Каждому известны трое великих богатырей : Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Но их в народном творчестве было куда больше, и среди них были даже женщины.
Одним из древнейших богатырей можно назвать Волха Всеславьевича. Исследователи предполагают, что былины о нём сложились ещё до образования Киевского государства. Но не стоит думать, что Вохл простой персонаж! Он кудесник и умеет обращаться в животных. А у Василисы Микулишны есть целая богатырская семья. Она дочь богатыря Микулы Селяниновича и жена Ставра Годиновича (которого ей однажды пришлось спасать).
А о других богатыря и развитии былины вы можете узнать из работы В. Я. Проппа «Русский героический эпос».
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора
Узнали, откуда эта реплика? Ну конечно из сказки «Каша (или суп) из топора»! А знаете ли вы, что солдат – это один из самых популярных положительных героев бытовой народной сказки? О причинах любви к этому персонажу В.П. Аникин пишет: «Как бывалый и видавший виды человек, солдат свободен от многих бытовых предрассудков. Он не скрывает своего превосходства над мало осведомлённым человеком. Солдат многое повидал на своём армейском веку».
Сюжеты солдатских сказок часто мистические: герой сталкивается с разнообразной нечистью, чёртом, смертью и др. Но благодаря своему уму, хитрости и силе он легко одерживает победу.
Литература, от которой не оторваться!
Д. К. Зеленин «Восточнославянская этнография»
В.Я.Пропп «Русский героический эпос», «Исторические корни волшебной сказки» и другие книги
Александра Баркова «Введение в мифологию»