РОЖДЕНИЕ НАТЮРМОРТА

504 прочитали

Рассматривая натюрморты, я каждый раз задумывалась, почему у нас, в России их так поздно художники начали писать? Почему натюрморт попал в поле зрения наших живописцев сравнительно недавно?

Да, конечно, были орнаменты. Росписи в помещениях, церквях. Первые элементы натюрморта художники начали включать в иконопись. Ну, а поскольку часто художники наши были на все руки мастера: и икону написать, и портрет, и коня по заказу. То вкрапления предметов мы можем увидеть и на портретах. Я мельком об этом упомянула в статье о выставке в ЦВЗ Манеж "Зерцало". Очень уж меня тогда захватили портреты.

Первые же европейские натюрморты появились в XVI веке. И представляли собой картины-обманки. Это первые "ласточки", которые выхватывали из окружающей среды фрагмент и показывали зрителю его простоту и красоту одновременно.

Человек впервые получил право вовлечься в произведение. Ему не надо было изучать Библейские сюжеты, как в церкви. Они представляли собой тот набор предметов, который мог вполне быть у него дома. Случайный порядок этих предметов говорил о временности сюжета. О сиюминутности. Одновременно позволял человеку остановиться и рассмотреть. Возможно даже обсудить с соседом, похожа куропатка, изображенная на полотне или нет.

И подивиться мастерству. Ведь не даром эти картины называются обманки. Кажется, остается только протянуть руку и дотронуться. В некоторых картинах художники изображали предметы так, что они словно выходили за плоскость картины, на нас. От этого изображение приобретало еще большую реальность.

Реалистичность предметов показывала еще и фокус внимания. Его смещение на быт, повседневную жизнь человека. Умение находить красивое тут, здесь и сейчас. Мне думается, это важный момент. Смещение акцента с божественного, общего, на быт, частное. Простое и понятное. Фиксация осознания ценности того, где и как человек живет, что его окружает. Осознания ценности материального вокруг.

Натюрморт обманка. К.Гейсбрехт
Натюрморт обманка. К.Гейсбрехт

Натюрморт с куропаткой и железными перчатками. Якопо де Барбари
Натюрморт с куропаткой и железными перчатками. Якопо де Барбари

Живопись в храмах пугала карами, заставляла быть послушными, рассказывала о грешниках, святых и мучениках. Божественное внушало страх, было непонятно по сути, где Бог и как он все видит. Такая живопись лишала опоры, тогда как натюрморт ее давал. Он стал как прививка от боли. Дал импульс человеку для его устремлений. В материальное.

А что же художники?

Собственно рисование всего и всея вокруг для европейского художника было способом познания мира. Не зря рисунок так близко соседствует с наукой. Без него никак. Вспомните Леонардо, тщательно изучавшего тело человека.

Наивысшим профессионализмом для художника являлась филигранная точность рисунка. Но и не без сюрпризов для внимательного зрителя. Вспомните-ка, как рассматривая натюрморты старых мастеров вы неожиданно на листочке обнаруживали муху, стрекозу или червячка? А радости-то сколько?

С другой же стороны в натюрморте могли быть зашифрованы и сложные богословские понятия. Подбирался набор предметов, сюжет, цитаты, которые в сочетании друг с другом создавали общий смысл. Черепа, свечи, цветы, животные - словом любой предмет мог стать кусочком ребуса. Превращая такие натюрморты в игру.

Случайная неслучайность.

При всей кажущейся случайности предметов в натюрморте, это все же не случайность. Можно сказать, что это игра художника со зрителем. Побуждающая жаждать того, что точно изображено на картине. Обратите внимание, что при том, что тончайшим образом прописаны предметы, они находятся в "нейтральном" пространстве. Это не чей-то конкретный дом (возможно заказчика). Это пространство универсально. Оно манИт.

Натюрморт еще имеет одну интересную деталь. При всей сиюминутности он вдруг приоткрывает целый пласт времени. Еду нужно купить, приготовить, накрыть на стол. Он мягко погружает человека в себя, заставляя разглядывать детали, представлять общее. Через осознание микромира идти к пониманию макро (вселенной).

Питер Клас. Натюрморт с кувшином, раком и лимоном

Натюрморты писались тончайшими слоями. Посмотрите на фон. Он в основе своей имел земляные оттенки (охры, синены), которые прозрачно затем перекрылись зеленоватым слоем. Сочетание красного с зеленым, когда один цвет идет поверх другого, создает вполне нейтральную "грязь", которая хорошо подходит для фона.

Интересная деталь, что стол будто растворяется дальше в пространстве за предметами. Там нет стульев, которые создали бы иллюзию присутствия других людей. Зритель наедине с этой едой.

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами в плетеной корзине.

Кстати, в обоих ниже представленных натюрмортах есть мягкое естественное освещение. В натюрморте Питера Класа в отражении бокала можно даже помещение рассмотреть.

Оба же натюрморта характерны будто придвинутой к краю холста поверхностью, на которой стоят предметы. И в первом натюрморте блюдо с лимоном даже немного впереди.

Какие же сюрпризы у Сурбарана?

А птичку вы уже нашли?

Натюрморт выступает из темного пространства. Контраст темного и светлого создает эффект невесомости с одной стороны. А ботаническая точность изображения создает иллюзию материальности.

Натюрморт с кувшином, раком и лимоном. Питер Клас
Натюрморт с кувшином, раком и лимоном. Питер Клас
Натюрморт с лимонами в плетеной корзине. Франсиско де Сурбаран
Натюрморт с лимонами в плетеной корзине. Франсиско де Сурбаран

#натюрморт #живопись #картинаобманка #искусство #историяискусства #сурбаран #питерклас #цвзманеж