Век живи - век учись, особенно при подготовке ребенка к МЦКО. Так гласит не очень старая, но мудрая истина.
МЦКО - это Московский центр качества образования. Его диагностику недавно проходили московские четвероклассники. В качестве подготовки ребята разбирали образцы заданий. И не знаю, что было бы с диагностикой качества моего образования, но некоторые вопросы решались буквально семейным советом (где совсем немного не дошло до голосования).
Что же смогло поставить в тупик нас (и значительную часть нашего класса)? Посмотрим на задание.
Отдельно обратите внимание, как предлагается записать ответ: не огурчики или подорожники, а имя ребенка. К формулировкам надо привыкнуть, а ответы вносятся в бланк и проверяются компьютером. Такая вот диагностика.
Но о самом задании. Проблема в том, что навскидку вроде бы правы все. И, тем не менее, судя по формулировке, двое детей дали неверный ответ. Что не так-то?
Начнем с вроде бы самого бесспорного Пети, потому что к нему уж совсем не придраться. Подбираем однокоренные слова: по-дорож-ник, при-дорож-ный. Значит, по- - это явно приставка, корень, типовой суффикс, все честь по чести.
На первый взгляд справилась и Маша. В-право, в-лево - значит, приставка в-, корень, суффикс -о- (образуем однокоренное слово "правый": -о- пропало, значит, это суффикс).
Загвоздка в нулевом окончании! Нулевое окончание - это не то же самое, что отсутствие окончания, вот в чем дело. Окончание, как мы помним из школьного курса, это изменяемая часть слова. Про нулевое окончание мы говорим у слова, которое изменяется по лицам и числам, но в данной именно форме слова окончание отсутствует. Поэтому, кстати, прав Петя: подорожник, подорожника, о подорожнике - появляется окончание, значит, в слове "подорожник" оно нулевое). Что же до слова "вправо", то оно не изменяется никак, поэтому и окончания у него нет вообще.
Итак, Маша ошиблась. Но в чем же не прав Коля? Совсем простое, казалось бы, слово с типовым суффиксом -чик-: пальчик, зайчик, мальчик и еще вагон и маленькая тележка слов с этим суффиксом в русском языке.
Но! Если мы посмотрим на это слово повнимательнее, то легко обнаружим, что немногочисленные однокоренные слова (огурец, огуречный) позволяют однозначно определить корень -огурч- (происходит чередование согласных ч/ц, а -е- - это беглая гласная). Поэтому правильный разбор слова: корень -огурч-, суффик -ик- (и только так), окончание -и. Не нужно полагаться на то, что на первый взгляд совершенно типовой суффикс . Стало быть, и Коля промахнулся.
Итак, правильный ответ к заданию: Петя.
А вывод тут еще такой: не спешите! Даже в четвертом классе могут быть задания с маленькими подвохами. Если с первого взгляда кажется, что верных ответов больше, чем позволяет формулировка задания - остановитесь, внимательно прочитайте еще раз, подумайте. Решение найдется.