Найти тему
Цитадель адеквата

О самом странном паразите и обратной эволюции

Саккулина — очень зловредное существо. Которое не выглядит никак. Ибо поселяется в организме хозяина — краба, становясь его неотъемлемой частью. В том числе и ментально. Саккулина — паразит зомбирующий, управляющий поведением носителя, приобретающий на завершающей фазе болезни, — когда паразита местами уже видно, — облик весьма непривлекательный. По этой причине на заглавной картинке не саккулина, а её предок — усоногий рак.

Карьеру саккулина, как и все усоногие, на раков, впрочем, тоже похожие не слишком, начинает в качестве обычной для членистоногих плавающей личинки, оборудованной всем необходимым для расселения: корпусом, двигателем, запасом горючего, жабрами (для извлечения окислителя из среды), оптическими и химическими датчиками и простенькой системой наведения — нервной системой. Но наводится она с помощью этой системы не на камни, к которым можно прикрепиться, а на краба — движущуюся цель. Причём, стремится поразить сочленения панциря.

-2

В случае попадания, личинка линяет первый и последний раз в развитии своего вида. Выступы нового панциря жестко фиксируют личинку на броне краба, а всё лишнее — жабры, конечности, органы чувств, — отбрасывается. После завершения линьки, в недрах личинки срабатывает заряд, выталкивающий полую иглу, пробивающую покровы жертвы. Через неё, как через шприц, в гемолимфу жертвы вводится заряд отдельных амебоидных — способных к самостоятельному движению — клеток. Корпус личинки при этом разрушается.

...Клетки же, собравшись вместе на поверхности участка кишечника, выстраиваются в грибоподобный, питающийся через поверхность тела организм, не имеющий уже явных признаков принадлежности к царству животных. Но способный расти, и даже использовать — за отсутствием собственной, — нервную систему хозяина. Как-то воздействуя на неё химически. Краб (причём, независимо от пола) сначала заботится об икре саккулины, как о собственной, а затем предпринимает необходимые шаги, чтобы облегчить расселения паразита.

-3

Что в этой неприятной картине интересного? Поверхностно, то что саккулина, распадаясь на отдельные клетки, в развитии проходит этап простейших, затем дотканевой колонии, затем чего-то подобного пластинчатым. Представителями, которых, возможно были вендские проартикуляты. Во взрослом состоянии организм качественно примитивнее, чем в личиночном… Но это в природе не такая уж редкость.

Если же заглянуть глубже, то можно отметить, что приспособление саккулины достигается путём упрощения — до одноклеточного. Упрощение, — хотя и не до такой степени, — при переходе к паразитизму тоже не редкость, поскольку множество органов оказываются ненужными паразиту… Но и это — не суть.

Суть же в том, что едва ли тут можно говорить об упрощении. Приспособление саккулины отличается невероятной сложностью. И все навыки, включающие саморазборку, самосборку и управление чужим телом с помощью чужого мозга, при условии что своего мозга нет, накоплены ею и записаны в ДНК в дополнение к тому, что исходно усоногие умели.

-4

...Можно сказать, что в определённых — исключительных — обстоятельствах приспособление достижимо путём не усложнения, а упрощения организма. В исключительных, ибо нижние ярусы давно уже плотно заняты. Если к чему-то вообще можно приспособиться, располагая одной только клеткой, миллиард лет назад кто-то уже это сделал, и выбить его с ниши, не имея преимущества в сложности, а значит в способностях, — не судьба. Но… и здесь ощущается натяжка.

Эволюция и приспособление подразумевают усложнение всегда. Без исключений. Единственно, — не обязательно имеется в виду усложнение строения организма. В каких-то случаях физическая сложность и открываемые ею возможности, могут заменяться накопленным опытом.

Блог нуждается в поддержке. Кошелёк ЮMoney 4100 1168 3178 5907

Наука
7 млн интересуются