Найти тему
Артем Белозеров

Центробанк Японии остановит печатный станок

Отрицательные ставки уходят в прошлое. Десять лет назад центральный банк Японии запустил беспрецедентный эксперимент по монетарному стимулированию. Теперь Япония надеется, что новый глава Центробанка остановит валютный печатный станок.

Чтобы поддержать «абэномику», BOJ выбрал примитивный, но не самый оптимальный путь. Регулятор сильно увеличил закупки государственных ценных бумаг, чем ограничил доходность госдолга. Базовая процентная ставка уже была отрицательной, так что печатные машины, «рисующие иену», работали на полную мощность.

В результате BOJ превратился в крупнейшего владельца акций и облигаций: баланс достиг ¥735 трлн ($547 млрд), что эквивалентно 130% ВВП. Вместо того чтобы спасать национальную экономику, японские инвестиционные менеджеры вложили около $3 трлн в зарубежные акции и облигации, причем более половины из них оказались в США. Этой группе, в которую входят крупнейшие страховые компании и пенсионные фонды страны, принадлежат американские казначейские ценные бумаги на сумму свыше $1 трлн, а также облигации Австралии, Франции, Нидерландов и Великобритании.

Сейчас инфляция вышла из зоны комфорта: в декабре рост потребительских цен составил 4%, что вдвое превышает целевой показатель BOJ в 2%. Политикам нужно срочно менять курс монетарной политики, причем сделать это максимально деликатно, чтобы не напугать рынки.

Если Уэда неожиданно сохранит политику легких денег, это может возыметь обратный эффект, когда инвесторы начнут продавать японские активы. Это будет серьезный удар по имиджу иены как валюты-убежища и приведет к ее падению по отношению к доллару и другим валютам.