Найти тему

Капитан ч. 46

Часть 46

Капитан сам был уже не рад, что ввязался в эту авантюру и надеялся, что Усгул отступит. Мало ли там какая угроза светила на горизонте. Этих мнимых угроз пруд пруди. Понятно, что время сейчас непростое и на каждую угрозу приходится реагировать, но есть ли дело до этих проблем самому Усгулу? И даже если он истинный патриот своего народа, одни подозрения к делу не пришьёшь.

Но неожиданно легко Усгул согласился.

– Вам везёт капитан, – немного подумав, улыбнулся Усгул. – Совершенно случайно Тумсул обнаружил корабль сипаев или как их там… – он бросил взгляд на монитор, но не стал дожидаться подсказки. – Мы можем послать сообщение командиру этого корабля, а он в свою очередь, отправит это сообщение этому Шенши. Как видите, ваша проблема решается просто, – расплылся в дружелюбной улыбке Усгул. – Последнее слово осталось за вами. Так что же такого страшного вы нашли на этой планете? – лукаво полюбопытствовал он.

Такой поворот капитана совсем не устраивал. При любом раскладе он оказывался в дураках. Кто-то там чего-то пошлёт, а результата он так и не узнает. Если вообще что-то будет послано. Но сейчас не это было самое главное. Нужно было срочно что-то придумать, а в голове ни одной мысли на этот счёт не наблюдалось. Страшные кошмары про смертельные вирусы и сумасшедших роботов всем приелись и на них уже никто не реагировал.

Одна спасительная мысль всё же пришла.

– Я должен посоветоваться со своим командованием, – задумчиво насупившись, проронил капитан. – Если они сочтут, что такая гарантия достаточна, то я тут же поделюсь этой информацией. – Вы же понимаете, что Шенши ничего ни стоит проигнорировать этот приказ. К тому же я не знаю, насколько сильно ваше влияние на него, – пояснил он. – Это вольный народ и ваши заверения представляются мне сомнительными.

– Других вариантов нет, – с огорчением развёл руками Усгул и раздражённо посмотрел на экран, где его помощник занимался явно не своим делом.

Но помощь пришла незамедлительно. Тумсул словно ждал этой минуты и шустро развернувшись в кресле, бойко откликнулся.

– Мы единственный на этот момент союзник и торговый партнер Шенши, – с ноткой снисходительности заявил он. – Если Шенши к нам не прислушается, то потеряет всё. Он не сможет нигде найти поживы и дни его будут сочтены. Против пунерианцев он долго не выстоит, а дорога к нам будет закрыта. Он понимает это, я считаю, – завершил свой монолог он эффектным выводом.

Усгул сразу повеселел и улыбнулся.

– Вот видите, – радостно констатировал он. – Что я говорил. У этих сепангов без нас нет будущего.

– Сепанов, – услужливо подсказал Тумсул.

Командор отмахнулся от него как от надоедливой мухи и в самодовольном тоне заверил:

– Что мы им скажем, то они и будут делать, –

Капитан чуть не выругался. Так хорошо всё складывалось и он уже надеялся, что выбрался из этой мышеловки. Но капкан снова захлопнулся. Если он не найдёт весомых контраргументов, то останется только съесть приманку и с позором удалиться. Доводы Тумсула весьма весомы и от них просто так не отмахнёшься. Тут уже не скажешь, что мир велик и где-нибудь пираты да найдут пристанище. Не найдут. Во вселенной не так уж много цивилизаций, а без них род руманов обречён на вымирание. В лучшем случае, на нищенское существование. Громадный мир вдруг сузился до крошечных размеров планеты, где на одной стороне пунерианцы, на другой нимерийцы, а посередине – Шенши. И это было так на самом деле. Вселенная велика, а бежать пиратам, по сути, некуда. Цивилизации их кормят, поят и холят. А без них они зачахнут.

На всякий случай капитан повторил своё условие, хотя уже не надеялся на успех.

– Хорошо. Я посоветуюсь со своим начальством. А там решим, – сделав вид, что готов сотрудничать, капитан сделал движение к двери, давая понять, что разговор окончен.

Усгул едва не кинулся наперерез, но осознав своё величие, остался стоять на месте. Такой исход его явно не устраивал и он запротестовал.

– Нет. Так не пойдёт, – решительно заявил Усгул. – Или прямо сейчас вы говорите, что творится на этой планете, или мы навсегда забываем об этом. Мы и без вас найдём эту планету, – раздражённо заверил он.

« Ну всё. Попался» – мысленно подвёл печальный итог капитан. Впору было встать на колени и слёзно просить прощения. Ну ляпнул он глупость сгоряча. С кем не бывает.

Однако, гордость не позволяла этого сделать. Слишком много пакостей наделал этот деятель, чтобы извиняться перед ним. И капитан, словно разъярённый бык, наклонив голову, отважно бросился в бой.

– Хорошо. В конце концов, мы союзники, – натянуто улыбнулся он. – Не стоит из-за какой-то ерунды портить отношения, – и выпрямившись, поставил присутствующих в известность: – Должен сразу предупредить, что это всего лишь мои догадки, хотя в штабе, как и вы, отнеслись к этому очень серьёзно.

Несколько секунд капитан тщательно обдумывал, чтобы такое ему сказать. В одно мгновение в голове пронеслись десятки вариантов, но опасаясь, что слухи об этой планете всё же достигли ушей нимерийцев, решил сильно не фантазировать. Достаточно создать образ из имеющихся фактов.

– На первый взгляд там занимаются вполне обычным делом, – слегка натянуто продолжил он, пытаясь потянуть время и сконцентрироваться. – С помощью различных технологий пытаются вдохнуть жизнь в искусственный интеллект. Такие работы, насколько я знаю, ведутся повсеместно во всём обозримом пространстве и особой тайны не составляют. Признаюсь, мне тоже было любопытно, насколько далеко они продвинулись в этой области. Ведь не секрет, что это один из способов продлить жизнь человека до бесконечности. Однако мой собеседник расставил акценты прямо в противоположном направлении. Ему гораздо интересней было убить эту божью искру разума, а не создавать её. Причём, не прибегая к обычным методам. Вирусы и психотропные препараты он считал вчерашним днём. Я даже сразу и не понял о чём идёт речь. Свои примеры он обильно пересыпал научными терминами и осмыслить сказанное, я конечно сразу не мог. Только гораздо позже я сообразил, какую пакость этот недочеловек затевает. Тот, кто знает, как дать искусственному существу разум, тот может и забрать его. Причём, не только искусственному. Мне сразу стала понятна такая обособленность этой лаборатории от внешнего мира. Какие бы ужасные твари не возникали в ходе этих экспериментов, они не смогут покинуть пределы планеты.

Капитан немного повеселел и от радости даже потёр меж пальцев ухо.

Вроде складно врёт, подумалось ему.

– Но было бы ошибкой полагать, что там создают каких-то монстров, – увлечённо поведал он дальше. – Кто может сказать, что такое мысль и каким образом из наших органов чувств создаются наши представления о мире? – задал капитан присутствующим непростой вопрос. – Если это обычные электрохимические сигналы, то каким образом наш мозг не только визуализирует эту картинку, но и позволяет делать какие-то выводы. Анализировать и создавать на основе этих рассуждений новые объекты. Мы говорим – разум, но что это такое, толком никто не знает. И что будет, если прервать эту цепочку сигналов. Станем ли мы беспомощным овощем или бездушным роботом, выполняющим чьи-то приказы. На этот вопрос ещё предстоит ответить учёным, но уже ясно одно. Если потушить эту, как мы называем «искру» бога, то мы не превратимся в животное, как думают некоторые. Мы потеряем связь с миром и наши интересы упадут до нуля. В целом мозг у всех работает одинаково и только набор интересов определяет его развитие. В свою очередь интересы ограничиваются физиологическими возможностями и киту, например, нет надобности строить дом. По той же причине искусственный интеллект ещё до сих пор не поработил человечество и пока мы не вдохнём в него жизненный стимул, он не сделает этого. Он может сделать это только по чьей-то указке. Приказу свыше. Но не исходя из своих интересов. Возможно, мы станем такой же машиной управляемой извне.

Капитан почувствовал, что его «понесло» и решил остановиться. В конце концов, важно не перечисление каких-то возможностей, а вывод, который заставит противника задуматься.

– Я бы конечно до этого вряд ли додумался, если бы не располагал дополнительной информацией, – признался он. – Понять эту загадку помогло и общение с Клерком, роботом, который сопровождал меня на Клирию. Он очень интересовался эмоциями и не пытался их слепо копировать, а можно сказать, осмысливал. Я бы даже сказал: пытался почувствовать. Видимо тогда уже какие-то наработки воплощались в жизнь и роботов наделяли некими чувствами, способными дать им ощущение реальности этого мира. Правда, это я тоже не сразу понял. Тогда я думал, что он пытается изучить меня как человека. Ведь несмотря на универсальность эмоций, жесты и мимика разных народов может существенно отличаться. Для кого-то согласие выражается в кивке, например, а для кого-то в отрицательном мотании головы. И таких различий множество. Но суть всех этих экспериментов следующая, – решил капитан поставить точку. – Порабощение народов. Я не знаю, каким образом они хотят осуществить эту идею, но думаю, ждать придётся недолго.

К удивлению капитана Усгул не взорвался возмущенными возгласами и даже Тумсул подозрительно молчал.

Капитан весь напрягся от напряжения и даже перестал дышать. Неужели он попал в точку?! Эта мысль заставила его оцепенеть и учащённо биться сердце. Даже не верилось, что его слова будут иметь такое значение и в растянувшейся вечности этих секунд, он тщательно выискивал в глазах Усгула признаки своей победы.

Однако Усгул ничем не проявил своей заинтересованности. Поразмышляв о чём-то с минуту, он задумчиво причмокнул губами и наконец сказал:

– Такие слухи доходили до нас. Но подтверждений пока не поступало. К сожалению, такая возможность существует, – признался Усгул, – и мы не могли оставить это без внимания. Но ваши домыслы слишком расплывчаты и не содержат нужной информации. Предлагаю на этом завершить нашу дискуссию. Вопрос с Шенши будет закрыт, но моё обещание остаётся в силе.

Усгул широко улыбнулся и в дарственном жесте приподнял руки.

– Что вы хотите?

Капитан зло посмотрел на эту елейную улыбку и понимая, что битва проиграна, пробурчал:

– Да мне… Хотя нет, – спохватился он. – Я бы с удовольствием заправил мой корабль, но в этих местах такого топлива нет. Не поможете? Я заплачу.

– Мы дадим его вам бесплатно, – ещё шире улыбнулся Усгул. – В знак нашей дружбы, – и повернувшись в сторону двери, приказал вышедшему из тени карлику: – Проводите капитана.

Последние слова Усгула произвели на капитана такое сильное впечатление, что он невольно почесал в затылке.

«Что же такого поведал Тимур, за что Усгул готов отдать полцарства?» – ошалело размышлял он, направляясь к выходу. И невольно сокрушался. – «Вот мне бы такое придумать».

На корабль капитана возвращался в несколько подавленном состоянии. С одной стороны всё закончилось не так уж и плохо, но дамоклов меч Шенши продолжал висеть над ним. И мыслей на этот счёт больше не осталось.

Альзиес принял его приветливо.

– Как прошли переговоры, капитан? – участливо спросил он.

– В целом неплохо, – буркнул капитан, всё ещё находясь под гнётом разочарований.

– По вашему тону не скажешь, – съязвил Альзиес. – Остались нерешённые проблемы?

– Остались, – вздохнул капитан. – Но это проблема будущего, – утешил он сам себя. – Главное, я добыл топливо и возможно, нам удастся что-нибудь придумать.

– Что именно, капитан? – не понял Альзиес.

– Да всё то же самое. Нужно как-то покончить с этим Шенши, – пояснил капитан. – Я пытался вразумить этого Усгула. Даже придумал неплохую сказку, которая оказалась совсем не сказкой, но убедить его мне всё же не удалось.

– Сказку? – удивился Альзиес. – Ваше послание оказалось сказкой?

– Да нет, – раздраженно отмахнулся капитан. – Послание оказалось как раз не сказкой и за него мы получили топливо, а вот моя сказка о той загадочной планете, где мы получили топливо, хоть и оказалась правдивой, но должного эффекта не произвела. Фактов ему, видите ли, не хватает, – буркнул капитан.

– О каких фактах идёт речь? – полюбопытствовал Альзиес.

– Да я там наплёл, что на этой планете разрабатывают мощное психотропное оружие, – неохотно поведал капитан, – но Усгул счёл эти факты недостаточными. Да я вообще не знал, чем они там занимаются! – возмущённо воззвал он к справедливости, – Чего он от меня хотел!

– Зачем вы сказали ему об этом? – снова не понял Альзиес.

– Я хотел обменять эти сведения на какое-нибудь оружие против Шенши, – признался капитан. – Не вышло, – с досадой обронил он.

– Надо было обратиться ко мне и я бы дал вам исчерпывающую информацию, – недоумевая, почему капитан не сделал этого, заметил Альзиес.

– Что?! – капитан чуть не поперхнулся. – Какую информацию?

– Там действительно работают над подобным оружием, – невозмутимо поведал Альзиес. – Только не психотропным, а психотронным. Хотя и это не совсем правильно. Задача ставится не сломить волю человека или управлять его поведением, а нечто большее. Избирательно отключать его сознание от внешнего мира.

– И ты знаешь как именно? – насторожился капитан.

– Конечно. Я же скачал все рабочие файлы этой лаборатории.

– Чёрт, – едва не закричал капитан от досады.

Вся нужная информация была у него под носом, а он и не догадывался.

– Немедленно шли депешу Усгулу, – взбудоражено распорядился он. – Хотя нет. Постой, – спохватился капитан. – Сначала я должен изучить это дело. А то опять попаду впросак, – нахмурился он.

Неожиданный выход из трудного положения существенно поднял настроение, но капитан продолжал ещё хмуриться. Обида была на Альзиеса, да и на себя самого тоже.

«Если бы Альзиес был человеком, то давно бы проболтался, – досадовал капитан. – А так, приходиться всё пинками из него выбивать… Робот. Что с него возьмёшь».