На выставке «Советская икона: религиозные артефакты эпохи гонений», которая продлится в Музее до 22 марта, бросается в глаза удивительный плакат. Отпечатанный в Москве чуть более 100 лет назад, он был приурочен к празднованию очередной годовщины создания Рабоче-крестьянской Красной армии. На это указывает текст в нижней части листа: «Два года тому назад в огне Революции родилась рабоче-крестьянская Красная армия. За два года Красная армия выросла в могучую силу. Она прошла сквозь тысячи преград. Она разбила десятки империалистических правительств. Близок уже час, когда на развалинах мирового империализма наша армия водрузит красное знамя мировой рабоче-крестьянской коммуны».
Изданный по старому стилю 15 января 1918 г. и подписанный Председателем Совета народных комиссаров В. Лениным Декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной армии гласил, что «с переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам» возникла необходимость создания такой армии, которая не только станет «оплотом Советской власти в настоящем», но и «фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем». Право служить в новой армии получали лица, достигшие 18 лет и имеющие гражданство молодой Российской республики, готовые отдать свои силы и жизнь «для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма».
Отличие новой армии от старой наглядно и образно представляет другой плакат из фондов музея - «Царские полки и Красная армия», авторство которого принадлежит выдающемуся художнику-графику Дмитрию Моору (1883 - 1946).
Композиционно плакат состоит из двух частей. Слева изображены стоящие перед гробами с телами погибших на фронте товарищей солдаты царской армии. За ними, на заднем плане, помещены карикатурные изображения императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, Григория Распутина, священника, капиталиста и генерала. Над их головами - развевающиеся бандероли (декоративные элементы в виде полосы ткани) с надписями, перечисляющими то, за что сложили голову солдаты: «ханжество», «погромы», «империализм», «эксплуатация», «тунеядство», «издевательство». В правой части под алым стягом представлены красноармейцы - матрос, рабочие и крестьяне. За ними - символизирующие новый мир образцы архитектуры будущего и надписи – «свободный труд», «хлеб», «наука» и «искусство». На защиту именно такого будущего, в котором каждый имеет право на труд, хлеб, приобщение к благам науки и искусства и должна была встать Красная армия.
Хоть это и может показаться странным, но при внимательном рассмотрении советского агитационного плаката невольно возникают параллели с христианской иконой. На это неоднократно указывали исследователи. В обоих случаях имеет место аллегоризм, глубокий символизм, включая символику цвета, наблюдается схожая условная манера в передаче природного и архитектурного ландшафта. Однако советские плакатисты заимствовали не только художественный язык иконы, но и некоторые узнаваемые образы.
Так на плакате «Да здравствует Красная Армия!» центральная группа, образованная двумя воинами на крылатых конях – гнедом и сером, отсылает нас к широко почитаемым в православном мире иконописным образам «Архангел Михаил воевода Небесных Сил» и «Чудо святого Георгия о змие».
На иконе из собрания музея архистратиг (в переводе с греческого - старший воин, вождь) «святого воинства Ангелов и Архангелов» изображен скачущим по пылающей земле на огенно-красном крылатом коне в воинской одежде с развевающимся алым плащом на плечах. В одной руке у него книга – Евангелие, крест и копие, в другой – труба. Грозный воевода, основой для иконографии которого послужило Откровение святого Иоанна Богослова, представлен одновременно и как ниспровергатель «демонских сил», борец с беззаконием, защитник людей, и как предвестник Второго Пришествия.