Почему бездетные одиночки – идеальные жертвы? Как определить настоящего трудоголика? И вопрос на миллион – как остановить начальника-трудоголика?
В обществе, которое, казалось бы, умеет говорить о проблемах психического здоровья, но неуклюже решает их, неудивительно узнать, что за одержимостью работой могут скрываться депрессия и тревога. Хорошим примером является Уинстон Черчилль, который работал по 18 часов в день и оставил после себя 43 книги. Однажды он признался своему врачу, что не любит смотреть на море, когда находится на корабле, потому что следующее действие будет концом всего, – явное отражение его глубокой депрессии и суицидальных фантазий.
Хотя мы отказались от гнева переутомления и после пандемии научились (или учимся) ставить свою жизнь выше офиса, все усложняется, когда «трудоголиком» оказываетесь не вы и не ваш коллега, а тот, кто думает только о работе, – ваш начальник.
Как распознать (и остановить) трудоголика
Профиль трудоголика – это человек, который берет на себя много работы, и не умеет говорить «нет». Часто это связано с тем, что работа для трудоголика не является работой; их приоритетом в жизни и тем, что заставляет их чувствовать себя удовлетворенными, является профессиональный успех, поэтому они могут занимать ответственные должности. Они любят, чтобы их принимали во внимание, и заботятся о своем имидже в организации, поэтому берут на себя больше, чем положено.
Трудоголик не привык оценивать объем работы
Если у них в подчинении есть команда, она страдает, иногда имеет дело со стрессовыми и тревожными ситуациями, с очень жесткими и нереальными сроками, поскольку трудоголик обычно не оценивает объем работы и не учитывает в полной мере влияние, которое такой высокий спрос может оказать на его коллег.
Нам важно знать, как остановить начальника-трудоголика
Важно понять проблему в целом, как проблему начальника, так и нашу собственную. У трудоголика, в данном случае у начальника, есть страх, который толкает его или ее работать почти без остановки, с исключительной концентрацией на целях. Причиной такой зависимости может быть страх перед экономическим будущим, перед тем, что что-то пойдет не так, что человек не знает, как остаться без работы, или страх оказаться в неполноценном положении по отношению к другим людям, с которыми его сравнивают, или даже способ избежать личной жизни. Зная, что за этой проблемой стоит психологический конфликт, независимо от того, осознает человек его или нет, ему будет легче с ним справиться.
Вы должны научиться разрешать свои собственные страхи, чтобы не позволить себе быть подавленным
Однако понимание другого человека не следует путать с адаптацией к его проблеме или позволением причинить себе вред. Именно здесь начинается собственная ответственность. Вы должны научиться разрешать собственные страхи, чтобы не позволять помыкать собой, устанавливать границы с добротой, но твердо; быть разумным и помогать другому человеку размышлять, если он открыт для этого; объясняться, когда даете отказ, но не оправдывая себя. Хорошо не видеть в начальнике врага и в то же время не доминировать над ним.
Необходимо проводить различие между сценариями, связанными с начальником-трудоголиком, и сценариями, связанными с динамикой организации, где работа требует больших усилий и, как правило, очень много времени. Если трудоголизмом страдает ваш непосредственный начальник, вам необходимо провести с ним или с ней вышеупомянутый разговор. Однако ситуация может усложниться, если остальные ваши коллеги согласны выполнять требования вне установленных часов, оставляя вас в одиночестве.
Это фундаментальное право работников – иметь возможность совмещать свою личную и профессиональную жизнь
Некоторые трудоголики открыто заявляют, что работа для них на первом месте, хвастаясь своей зависимостью. В таких случаях они ищут признательности от других. Иногда они осознают, что у них есть проблема, но не чувствуют себя способными ее решить. Они заставляют окружающих делать то же самое и отодвигают на второй план все, включая свободное время, и склонны критиковать тех, кто этого не делает, проявляя неодобрение к тем, кто не согласен жертвовать собой ради работы.
Компании меньше учитывают баланс между работой и личной жизнью одиноких людей, чем тех, кто живет с партнером или имеет детей. Почему те из нас, кто одинок/бездетен, особенно часто становятся жертвами перегрузок, навязываемых начальниками-трудоголиками?
Налог на одиночество
Менее разумные начальники, а тем более трудоголики, могут прийти к явно корыстному выводу, что у тех, у кого нет семейных обязанностей, больше свободного времени, и это «нормально», если они жертвуют частью этого времени ради работы. Если они презирают себя за наличие времени для семьи и отдыха, им будет трудно принять или понять, что другие не разделяют их взглядов. И в своем бездумном представлении они делают тех, у кого нет семейных обязанностей, центром своих требований, чтобы те чувствовали себя более уязвимыми перед давлением со стороны компании.
Вы должны научиться делать так, чтобы ваше свободное время считалось
Но даже в этом случае, если кто-то становится жертвой перегрузки на работе, он должен стараться не принимать точку зрения начальника или компании, не принимать идею о том, что у одиноких людей «нет оправданий», чтобы не уделять больше времени работе, потому что «у них «нет обязанностей» или «нет ничего важного». Мы должны научиться отстаивать свое свободное время, свои ограничения в работе не только потому, что это право, но и по соображениям психического здоровья.
А теперь вопрос на миллион... Можно ли поговорить с начальником-трудоголиком, чтобы он понял, что происходит, и не оказаться на улице?
Очевидно, что общество, которое мы построили, не является ни здоровым, ни разумным, это общество, в котором потеря работы может стать серьезной проблемой. Но даже несмотря на это, очень важно противостоять страху перед работодателями, страху конфликта и даже страху быть уволенным. Эти распространенные страхи не помогут адекватно справиться с разговором с начальником, чтобы установить границы или прийти к какому-либо соглашению. Необходимо научиться справляться с конфликтами и развивать навыки ведения переговоров, одним из которых является именно преодоление страха, чтобы не быть слишком жестким или слишком мягким в соглашениях, которые необходимо достичь с компанией.
Когда мы успокаиваемся из-за страха, рано или поздно возникает чувство неполноценности или дискомфорта из-за того, что нами пользуются. Тогда вместо того, чтобы искать решение, сами страхи будут порождать мысли, полные гнева и ярости, эмоции, которые могут быть выражены, что еще больше затруднит решение проблемы. Или же мы можем подавить эти эмоции и в итоге получить позитивное отношение. В обоих случаях мы тратим энергию на воображение того, что можно было бы сделать или сказать, но не делаем этого, тем самым усиливая фрустрацию.
Самое разумное, что можно сделать, это, прежде чем идти и говорить с начальником и излагать ему свои идеи, исследовать свои страхи, осознать их, посмотреть, какие мысли они порождают и какие ощущения пробегают по вашему телу. Выделите несколько минут в день, чтобы исследовать последствия страха. Это приведет к тому, что вы резко уменьшите силу, которую оказывает страх, и у вас останется больше пространства для разумных действий.
С другой стороны, постарайтесь понять отношение вашего начальника, понять, а не оправдывать. Понимание поможет вам предложить хорошее решение для вас обоих, и вы сможете спокойно поговорить, как один взрослый человек с другим взрослым человеком, который попытается сотрудничать и найти решение. А если решения собственных ошибок и страхов и разговора недостаточно, а условия работы, с которыми вы сталкиваетесь, психологически нездоровы, вам придется решиться на другие, более радикальные меры, например, обратиться за юридической помощью или подумать о смене работы.