Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Как Вильгельма II от трибунала спасла прусская стратегия породнения с российским императорским домом.

Прусские правители всегда отличались стратегическим мышлением, плоды которого могли созревать даже через несколько поколений после. Больше всего выгоды принесло регулярное «подмешивание» прусско-немецкой крови в династию Романовых. Начиная с Петра III лояльность России к Пруссии только росла. Государство Фридрихов-Вильгельмов получало экономическую и территориальную (возврат оккупированной в Семилетнюю войну Восточной Пруссии) выгоду. Но кто же знал, что кровное родство в итоге спасёт жизнь последнего правителя Пруссии и Второго Рейха.

Вильгельмина и Вильгельм II.
Вильгельмина и Вильгельм II.

Уже сама судьба давала знак Вильгельму II, что его правление будет нестандартным: занял престол он в «год трёх императоров» - в 1888 г. умирает король и дед (Вильгельм I), спустя 99 дней обрывается жизни следующего императора (Фридрих III) и отца героя нашего повествования. Смерть буквально обвенчала 29-летнего Вильгельма с Пруссией и Германской империей.

Своё правление он начал с заявления, которое шокировало даже такого политического интригана как Бисмарка: «лучше положить на месте все 18 корпусов немецкой армии и 42 миллиона немецкого народа, чем отказаться от какой-либо части территориальных приобретений Германии». Стало понятно – он хочет воевать. Им овладели идеи пангерманизма, а политика «пушечной демократии» в итоге привела к началу Первой мировой войны.

Открытие Рейхстага Германии в Белом зале Берлинского дворца 25 июня 1888 года. Картина Антона фон Вернера (1893)
Открытие Рейхстага Германии в Белом зале Берлинского дворца 25 июня 1888 года. Картина Антона фон Вернера (1893)

«Костлявая старуха с косой», взявшая Вильгельма за руку при его речи на открытии заседания Рейхстага (это была замена коронации, так ненавистная почти всем королям Пруссии), одобрила его идею начать чудовищный передел мира, пропустив через смертельные жернова десятки миллионов солдат и мирных жителей. Вот только для прусского императора это закончилось печально – отрешением от власти.

Согласно «четырнадцати пунктам президента США Вильсона», что легли в основу мирных переговоров, закончивших Первую мировую войну, в Германии упразднялась монархия. Вильгельм сопротивлялся, но последовавшая революция и измена армии, вбили последний гвоздь в гроб того политического устройства, что веками спасало страну от потрясений.

Великий полководец Пауль фон Гинденбург, которому присягнул немецкий флот, порекомендовал Вильгельму отречься от престола, что и было сделано. 10 ноября 1918 г. уже бывший император пересёк границу Нидерландов, где и провёл остаток своей жизни.

И с этого момента начинается самое интересное. Согласно Версальскому мирному договору 1919 года, Вильгельм был объявлен военным преступником и главным виновником развязывания мировой войны. Нидерланды должны были его выдать, после чего последовал бы международный трибунал и неминуемый смертельный приговор. По крайней мере юридически, а вот на его исполнение вряд ли бы решились – европейские лидеры как тогда, так и в эпоху Гитлера, проявляли мягкотелость – много «надувания щёк» и мало реальных дел.

 резиденция Вильгельма II в изгнании.
резиденция Вильгельма II в изгнании.

Однако, королева Нидерландов Вильгельмина Елена Паулина Мария отказалась подчиниться, чем и спасла жизнь последнего монарха Пруссии, который позже будет иметь прибыльный бизнес на родине (не возвращаясь) и проживёт еще очень долго (не иначе подарок от вечной спутницы его правления), даже успев сначала полюбить политику Гитлера, а затем - разочароваться. Умер Вильгельм в 1941 году в возрасте 82 лет.

Так откуда же у голландской правительницы появилось трепетное отношение к пруссаку?

Дело в том, что что отец Вилгельмины – сын Виллема II и Анны Павловны (шестой дочери российского монарха Павла I и пруссачки (!) Марии Федоровны), сестры императоров Александра I и Николая I.

Если шагнуть еще на одно поколение по древу Романовых, то мы вспомним, что родителями императора Павла были: немец (из Голштинии, что исторически считалась "душой" Пруссии) Пётр III и пруссачка Екатерина II Великая, от рождения, соответственно, Карл Петер Ульрих и София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.

Получается, что Вильгельмина пошла наперекор Европе, сильно при этом рискуя, потому что и в ней была частичка прусской души, окутавшая её мир через … российский престол.

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.