Найти тему
Контур.Школа

Обязательная маркировка товаров на маркетплейсах: как не получить штраф

Оглавление

Маркировка до 1 марта 2023 года

Маркировке в Честном ЗНАКе подлежали следующие товары из перечня:

  • шубы;
  • лекарственные препараты;
  • обувь — из натуральной и искусственной кожи, из резины, текстиля, дерева, пластмассы, спортивная, лыжная;
  • табачные изделия — сигареты, папиросы, альтернативный табак и пр.;
  • фототехника, включая вспышки;
  • парфюмерия — духи, одеколоны, туалетная вода;
  • шины и автопокрышки — для легковых, грузовых авто, транспорта для сельхозработ, строительства, автобусов и троллейбусов, мотоциклов, квадроциклов, мопедов и т.д.;
  • изделия легкой промышленности — постельное, столовое, туалетное белье, полотенца, одежда (из натуральной, композиционной кожи, вязаные и трикотажные блузки, куртки, пальто, плащи, ветровки);
  • молочные изделия;
  • вода в упаковке — минеральная, газированная и негазированная (без вкусовых и ароматических добавок).

СмотретьКак начать продавать на маркетплейсахБесплатный курс Контур.Школы

В рамках эксперимента маркировались и другие товары: БАДы, антисептики, слабоалкогольные напитки, пиво, велосипеды и электронные сигареты.

Маркировка остальных категорий товаров не считалась обязательной, и некоторые поставщики нарушали требования: продавали на маркетплейсах в том числе товары неизвестного происхождения и ненадлежащего качества, при этом избегали штрафов.

Маркировка товаров для маркетплейсов после 1 марта 2023 года

С 1 марта 2023 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 29.07.2022 № 1351: маркетплейсы станут участниками оборота маркированных товаров. Торговые площадки должны усилить контроль за поставщиками, которые продают товар, подлежащий обязательной маркировке в системе Честный ЗНАК.

Последствия введения обязательной маркировки

Плюсы Минусы Для поставщиков

Возможный рост цен на товары

Снижение конкуренции (не все поставщики готовы заниматься маркировкой). Как следствие — рост покупательского спроса

Повышение порога входа на маркетплейс

Штрафы и санкции от маркетплейсов за нарушение требований
ПП РФ № 1351

Для потребителей Меньше контрафакта и подделок на маркетплейсах

Возможный рост цен на товары

Возможный дефицит изделий

Пока сложно предсказать итог этой инициативы. Но работа поставщиков и продавцов на маркетплейсах в 2023 году определенно изменится. Всем участникам рынка важно следить за повесткой и своевременно реагировать на эти изменения.

Каких нарушений следует избегать

Чтобы снизить риски применения санкций как в текущей ситуации, так и в будущем, нужно помнить, что сочтут нарушением правил работы с маркируемым товаром:

  1. Оборот товара без кода или с поддельным идентификатором.
  2. Отсутствие регистрации на платформе Честный ЗНАК в установленные законом сроки, заданные для определенных категорий товаров.
  3. Реализация продукции в розницу без передачи данных в Государственную информационную систему мониторинга товаров в России (ГИС МТ).
  4. Сбыт товаров с кодами маркировки, которые не введены в оборот.
  5. Ввод в оборот ассортимента с неверными сведениями.
  6. Передача товара без отправки универсального передаточного документа (УПД) и передачи данных в ГИС МТ.
  • Продажа товаров без маркировки может привести к штрафам со стороны маркетплейсов или изъятию поставки.

Пошаговый порядок действий поставщика для маркировки товара

Компаниям, которые ранее не маркировали товары, необходимо разобраться с процедурой в кратчайшие сроки. В этом поможет пошаговая инструкция для поставщиков маркетплейсов.

Шаг 1. Перейти на официальный сайт системы Честный ЗНАК.

Шаг 2. Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП. После 1 января 2022 года сертификат электронной подписи на руководителя организации или ИП получают в удостоверяющем центре ФНС России или у доверенных лиц ведомства.

Шаг 3. Установить программное обеспечение для работы с электронной подписью. Средства криптозащиты, драйверы токенов и инструкции по настройке предоставляет ФНС России.

Шаг 4. Зарегистрироваться в системе мониторинга.

  • Перейти на сайт для работы в ГИС МТ.
  • Зарегистрироваться в открывшемся окне. Есть видеоинструкция.
  • В поле «Электронная подпись» из выпадающего списка выбрать усиленную квалифицированную электронную подпись генерального директора организации. В форме отобразятся сведения об организации — проверить их, указать электронную почту.

Шаг 5. Описать товары в системе. Это можно сделать двумя способами:

  • Добавить перечень товаров непосредственно в личном кабинете.
  • Вступить в ассоциацию ГС 1 РУС, сделать ежегодный взнос 3 000 руб. и описать товары в личном кабинете ГС 1 РУС. В течение суток информация автоматически загрузится в Честный ЗНАК.

Шаг 6. Заказать и оплатить коды маркировки. Заказ кодов маркировки происходит в Станции управления заказами кодов маркировки (СУЗ) через API и личный кабинет системы.

Шаг 7. Выбрать техническое решение для внедрения маркировки. Можно воспользоваться калькулятором технических решений.

Шаг 8. Бесплатно протестировать маркированные образцы продукции перед отправкой в торговые сети.

Правовые рамки для маркетплейсов

Приоритетные документы для регулирования цифровых кодов — два федеральных закона о маркировке: № 487-ФЗ от 31.12.2017 и № 488-ФЗ от 25.12.2018. Поставщикам, которым нужно детально разобраться в требованиях к маркировке товаров, полезно изучить и другие нормативно-правовые акты:

  • Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577 устанавливает размер оплаты за кодирование товаров.
  • Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 утверждает правила маркировки и мониторинга продукции в инфосистеме.
  • Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р вводит базовые принципы функционирования маркировочной системы.
  • Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р определяет, что подлежит маркировке с 1 января 2019 года по 2023 год (последняя редакция от 17.01.2022).
  • Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р содержит концепцию создания системы идентификации.

Маркировка становится повсеместной, и этот процесс необратим. Поставщикам рекомендуем уже сейчас озаботиться вопросами маркировки своей продукции — не следует ни рисковать, ни тянуть до последнего дня.

Выйти на маркетплейсы комфортно поможет курс Контур.Школы «Маркетплейсы: как запустить продажи и заработать». Смотрите программу, выбирайте удобные даты обучения и оплачивайте онлайн. Эксперты Market Profi дадут всю необходимую теорию, а первые продажи на Wildberries и Ozon можно сделать уже во время обучения.