Найти тему
Гражданин мира

Реальный отзыв реального курьера Сбермаркета. Расскаываю почему тебе не нужно здесь работать.

Оглавление

Как в твоем представлении выглядит работа курьером? Лично я представлял себе примерно следующим образом: приезжаешь в магазин, спокойно загружаешь товары, и везешь согласно выстроенного маршрута приложением клиентам, возвращаешься в магазин и круг замыкается. Вероятно по замыслу менеджеров Сбера примерно так и должно было бы всё это работать, но на практике это превращается в изнуряющий как в моральном, так и в физическом плане труд.

В статье будет рассказан опыт работы курьером в городе-миллионнике крупной торговой сети. Допускаю что других городах/магазинах может сложиться иная практика доставок.

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

Устройство

После отправки заявки на сайте вам перезвонят, озвучат доступные места для работы и предложат приехать на "обучение" на соответственную точку, где в дальнейшем планируются выход на смены. По приезду тебя закрепляют за одним из действующих курьеров, с которым ты съездишь 2 рейса: 1 на машине курьера, 2 на своей машине с этим курьером в качестве пассажира. Конечно за это тебе ничего не заплатят, хотя проехать на своем авто за этот рейс можно и 20 и 30 км.

В процессе езды твой "учитель" покажет тебе приложение, основные принципы работы, возможно поделится опытом. По приезду обратно в магазин, если твой курьер-напарник не шепнул ответственному за устройство что ты совсем олигофрен, значит т.н. обучение успешно пройдено. Тебя регистрируют в приложении, добавляют партнера в приложении ФНС Мой налог, поскольку устройство идет в режиме партнерства в качестве самозанятого. И тебя отправляют домой ждать звонка для выхода на твою первую смену.

Рабочие будни

График по умолчанию будет 2/2, но если курьеров из другой смены не будет хватать, твой график может превратится в 3/1, поскольку хотя бы в 1 выходной тебя вызовут на помощь той смене, и нелояльность компании в таких просьбах может повлечь серьезную обиду со стороны супервайзера, где он в магазине царь и бог, вплоть до снятия со смен и "увольнение", т.е. отключение от сервиса. (не забывай свой статус в этих партнерских отношения

Длительность смены варьируется от 13 до 15 часов. Часть курьеров приходит к 8ми утра, часть к 9ти. Все уезжают домой только после развоза всех заказов. Обычно смене удается все развезти к 9-10 часам вечера, но в особо загруженные дни можно задержаться и до 11. Иначе говоря смена начинает работать с начала открытия доставок и до закрытия.

Стоимость одной доставки составляет 175 рублей, независимо от дальности поездки, которая может составлять как 2 км, так и 12 км. за один рейс развозишь от 3 до 10 адресов, но в среднем 5-7. За смену выходит от 4 до 6 рейсов. Т.е. в среднем 30 доставок за смену. Умножаем на 175 и выходит 5250 р. На первый взгляд достойная оплата можно может сказать читатель, и будет прав, но есть и т.н. ложка дегтя в этой бочке меда о чем дальше пойдет речь.

Минусы

Во первых что хочу отметить, это отсутствие каких либо ограничений по весу доставок, от слова совсем. Прямо сейчас можешь зайти в приложение Сбермаркет и собрать корзину на 200 кг (там указывается вес) и ОН ДАСТ ЕГО ЗАКАЗАТЬ. И будучи курьером за такую доставку ты получишь 175 рублей. На практике 200 кг не заказывали, на например 80 кг вполне обычное дело. Но как говорится, и палка раз в год стреляет. Общий же вес всех доставок в рейсе может превышать 200 кг, что является обычным делом. Как правило в таких случаях твой автомобиль будет полностью забит пакетами, от багажника до пассажирского сиденья

Тоже касается и габаритов грузов. Можно заказать велосипед, холодильник, и вообще все что угодно, что представлено в крупном сетевом магазине. Придется думать как запихивать в твою легковушку велосипед, за 175 рублей.

Кому то может показаться мелочью, но на практике становится крайне неудобным, это зимняя брендированная куртка. Очень маркая и длинная, постоянно застревает в ремнях безопасности и защемляет в дверях, под пятой точкой словно куча тряпок навалена. Вспоминается шутка как определить что у парня нет машины, и картинка с длинной зимней курткой. Видимо главный дизайнер ездит только на такси или с личным водителем, если не понимает таких элементарных вещей.

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

Дальше хочу отметить систему построения рейсов. В идеальных условиях это происходит следующим образом: программа анализирует поступающие заказы, собранные и собираемые, выстраивает оптимальный маршрут курьеру, после чего курьер загружает все пакеты с продуктами и развозит строго по списку в приложении. И маршрут действительно получается кратчайшим и удобным, изредка приходится ехать в ином порядке. Таким образом развоз происходит пока заказов много.

Но как только начинаются дни с малой загруженностью начинается хаос и вакханалия. Формирование рейса происходит следующим образом: курьеру падает рейс в приложение, после чего он должен вручную в навигаторе проверить где находится каждый адрес, если не помнит местонахождение каждой улицы наизусть. После этого ему необходимо проверить какие адреса находятся в сборке у сборщиков, и какие адреса пойдут в сборку в ближайшее время. Точно также проверить каждый адрес в навигаторе, если не помнишь где они находятся. После чего необходимо выяснить какие адреса из проанализированных тобой уже уехали, всё это ещё раз обдумать, и самому определить какие адреса тебе надо добавить в рейс, какие убрать. Написать об этом ответственному сотруднику, если его нет в магазине, чтобы он написал об этом логисту, после чего последний вносит в твой рейс эти изменения. При этом программа не выстраивает эти адреса в оптимальном порядке, в просто добавляет как ты написал их для корректировок. Курьеру необходимо через навигатор обдумать как лучше их развозить. И только после этих манипуляций можно начать загружаться, если уже не начал опаздывать.

Если уже начал опаздывать, то, до недавнего времени, курьер должен был звонить клиентам по адресам, куда не успеваешь, объяснять в извинительной форме, что не успеваем доставить, и просить разрешение у клиента закрыть доставку вовремя, но при этом ты приедешь позже, поскольку при подтверждении доставки клиенту приходит уведомление о том что заказ был доставлен и просьба оценить доставку. После получения клиентом такого разрешения курьеру необходимо через приложение для выставления фейкового местоположения переместиться на адрес клиента, закрыть доставку, и ехать на адрес. Поскольку адресов в рейсе в среднем 5-7, то адреса по которым ты опаздываешь тоже идет несколько, друг за другом. И все вышеописанные манипуляции необходимо проделать для несколько адресов. Вроде как компания начала борьбу с этим и заблокировала программно использовать программу для фэйкового местоположения. Но при этом именно менеджеры Сбера сами создали такую систему, при которой супервайзеры стремятся всеми силами скрыть опоздания, создавая негативный образ компании. Но даже сейчас есть программная лазейка как закрывать заказы через fake-gps, которую, уверен будут использовать курьеры в дальнейшем.

Прибавляем к вышеописанному заказы по 40 кг и получаем на выходе сильно измотанного курьера как морально, так и физически.

Во всей этой системе никто не контролирует количество вывезенных доставок курьерами, и концу дня может оказаться что один курьер вывез 40 адресов, а другой 25.

Есть ещё много небольших негативных моментов, которые в совокупности сильно усложняют доставку товаров. Если интересно подписывайтесь и пишите комментарии, расскажу в следующих постах.