Авторских работ архитектора Алексея Волошинова, прослужившего в Самаре почти два десятилетия, до нас дошло немного. Самые известные из его построек – собственный дом на Венцека, 21, особняк Благовещенского на Фрунзе, 43 и дом Марии Волковой на Фрунзе, 22.
На той же бывшей Саратовской, под нынешним адресом Фрунзе, 30 мы можем увидеть еще одну работу Волошинова – классический доходный дом начала прошлого века в стилистике модерна, с необычными эффектными деталями – при этом в незаслуженно удручающем состоянии!
Сто лет назад дом был хорош. Фасад двухэтажного особняка украшали двенадцать межоконных пилястр, облицованных белой глазурованной плиткой, такой же пояс плиточных тяг проходил в уровне межэтажного перекрытия. Плоскость фасада ритмично прорезалась большими окнами с характерной для модерна дробной расстекловкой, продолжением межоконных пилястр служили спаренные фигурные кронштейны, поддерживающие венчающий карниз.
Выделенные белым цветом массивные оконные перемычки второго этажа дополнялись висячими лопатками со шнурами и зубцами, наличники в верхней части окон первого этажа были украшены круглыми медальонами. Главный элемент фасада – массивные аттики, арочные со стрельчатыми проемами в центре и ступенчатые по крайним осям здания. Между аттиками и парапетными столбиками на кровле, служащими завершением пилястр, помещались ажурные кованые металлические ограждения с характерным узором.
Очевидно, что центральных аттиков со сквозными арочками изначально было три – но крайний правый, вместе с частью парапетных столбиков, до наших дней не дожил. Слева на втором этаже вывешен балкон с резной решеткой, повторяющей рисунок кровельного ограждения, тот же узор украшает кованые ворота проездной арки.
Ряд источников называет особняк со скульптурными аттиками «Домом врача, коллежского советника Александра Симакова». В действительности же Александр Емельянович Симаков к медицине отношения не имел, а домом владел совместно с отцом - самарским мещанином, перешедшим в купечество.
«Подъем» семьи был связан с развитием в губернии с середины 19-го века скотоводства. Отрасль способствовала становлению салотопенного производства, снабжавшего, в свою очередь, сырьем местные свечные и мыловаренные заводы. Так же животноводство породило и местную кожевенную промышленность. Заводики по обработке кожи размещались вдоль Владимирского оврага – в районе нынешней улицы Полевой – где городская Управа, начиная с 1855-го года, дешево сдавала землю на неопределенный срок. Из-за примитивного устройства «кожевенных предприятий», грязи, сопутствующих специфических запахов и сброса неочищенных отходов в Волгу место пользовалось у жителей Самары дурной славой.
Это не помещало самарскому мещанину Емельяну Михайловичу Симакову в начале 1860-х открыть несколько кожевенных цехов во Владимирском овраге. Дело пошло успешно, Емельян Симаков записался в купеческое сословие, открыл еще одно предприятие в Колесовом овраге – но конец процветанию положило открытие железнодорожного сообщения. Местные кожевники не смогли конкурировать с хлынувшим из Средней Азии потоком дешевых кож и в итоге работу свернули.
Сыну же Александру, державшему сеть бакалейных магазинов, купеческая фортуна не изменяла. Помимо торговой деятельности, он действительно служил в «социальной сфере», только не медицинской, а учебной.
Когда на рубеже веков в Самаре ежегодно начали открываться разнообразные конторы, агентства, отделения крупных фирм, комиссионные предприятия, кредитные товарищества и потребительские общества, купечеству потребовались специалисты с экономическим образованием. Для подготовки требуемых кадров 4 сентября 1911-го года в Самаре открылась «Частная торговая школа» Михаила Кузьмича Миронова, имевшего экономический диплом и соответствующий опыт. Изначально школа арендовала помещение на улице Саратовской (нынешний адрес – Фрунзе, 85). Содержалась полностью за счет собственных средств, быстро набрала популярность, несмотря на высокую стоимость обучения – 60 рублей в год.
Какое образование получил сам Александр Емельянович Симаков – неизвестно. Зато известно, что работал преподавателем в школе М.К. Миронова со дня ее основания, а когда Миронов учредил частные бухгалтерские курсы – преподавал и там.
О послереволюционной судьбе купца-педагога сведений нет, а его доходный дом был национализирован. В настоящее время здание занимает медицинский реабилитационный центр. Пациенты довольны восстановительным лечением – и огорчены нынешним состоянием исторического здания.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете