Найти тему
Журнал "Лучик"

Кто придумал жечь книги? Путь Ли Сы

Спойлер: нет, не Иван Грозный, эта картинка здесь по другому поводу. И не нацисты. А кто?

Давайте рассуждать логически. Понятие "книга" весьма растяжимое. Можно ли сжечь глиняные таблички? Нельзя. Это не удалось даже объединённым силам мидийцев, скифов и киммерийцев, сильно обиженным на грозного царя Ашшурбанипала (и было за что). Они спалили столицу его империи Ниневию, а библиотека уцелела, благодаря чему мы знаем о подвигах Гильгамеша (да и о "подвигах" самого Ашшурбанипала тоже.)

А пергаментные книги сжечь можно? Теоретически да, но уж очень затратно: для сжигания телячьей кожи немало дров понадобится. Поэтому, когда пергаментная книга уличалась в неподобающем содержании, написанное просто стирали (соскабливали) и писали поверх что-нибудь новое. Так образовались знаменитые "палимпсесты".

Неплохо горят бумажные книги. Но тоже не идеально! Ладно если тоненькие – а чтобы сжечь увесистый бумажный "кирпич", тоже или дрова нужны, или придётся периодически поливать бензинчиком.

Прекрасно горит папирус. Но есть кое-что, что горит лучше папируса! Прямо вспыхивает и исчезает! (Жжешь и радуешься…)

Это шёлк.

Шёлковые книги были в Китае. А значит, и слава первосжигателя книг принадлежит китайцу. И мы знаем имя этого достойного человека. Это Ли Сы, главный советник императора Цинь Шихуанди, правившего в третьем веке до новой эры.

Ли Сы был человеком незаурядным и легендарным. Родился он в бедной семье и в молодости был дровосеком. Рассказывают, что однажды он сделал такое важное наблюдение: крысы, живущие в отхожем месте, где их почти никогда не трогают, обычно бывают злыми и грязными, а крысы, живущие в амбаре – сыты и спокойны несмотря на то, что здесь на них часто охотятся.

Вот какой бы мы с вами сделали из этого вывод? Если хотите, поделитесь своим, а мы расскажем, к какому выводу пришёл Ли Сы, и как это изменило его жизнь.

Молодой дровосек пришёл к следующим выводам: надо покидать зону комфорта. Выбирать свет, а не покой. Хорошо живётся не там, где живётся просто, а там, где сытно, пусть и беспокойно.

Думаете, нам, царям, легко? Обывательские разговорчики!
Думаете, нам, царям, легко? Обывательские разговорчики!

Ли Сы начал упорно учиться, и ему удалось сдать экзамен на чиновника. После этого он решил ехать искать счастья в самом могущественном царстве тогдашнего Китая – царстве Цинь. Его учитель отговаривал его – в том смысле, что "лучше быть первым в деревне, чем последним в городе", но Ли Сы не послушал. Он был настроен решительно.

В итоге простой дровосек из бедной семьи стал формально вторым, но фактически первым "в городе". При нём царство Цинь стало империей, управляемой мощным (и эффективным) бюрократическим аппаратом, который именно он и создал.

По его инициативе были упорядочены меры и веса, приведены к единому стандарту иероглифы (сам Ли Сы славился как непревзойдённый каллиграф) и введён единый шрифт. Но!..

Ли Сы был убеждённым противником конфуцианства. Причина его разногласий с последователями Конфуция напоминает о споре Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в книжке, которую мы уже вспоминали выше. Конфуцианцы считали, что человек по природе добр. Ли Сы считал, что человек по природе зол.

-3

Конфуцианцы считали, что общественного блага можно добиться просвещением – через образование и воспитание. Ли Сы считал, что общественного блага следует добиваться ежовыми рукавицами.

Для того, чтобы продемонстрировать превосходство своей доктрины, он и повелел – сжечь все конфуцианские книги, какие были в империи, а 460 не согласных с этим конфуцианцев – закопать живём. Это было в 213 году до н.э. (Учитель самого Ли Сы, выдающийся конфуцианский учёный Сюнь-цзы, к тому времени уже и так окончил земной путь.)

Надо отдать должное исторической справедливости: Ли Сы сам стал жертвой торжества своего учения. Некто Чжао Гао настолько хорошо его воспринял, что сумел с помощью интриг оттеснить Ли Сы от "реальной политики", а затем принялся "зачищать" всю его "команду". Ли Сы был лишён всех постов и званий и то ли разрублен на части, то ли разорван колесницами...

Друзья, а кем ощущаете себя вы – конфуцианцами или лисыцианцами? Мы – то так, то эдак. Чаще конфуцианцами, конечно, но иногда – "как посмотришь с холодным вниманьем вокруг"...

Кстати, эта история напоминает ещё один спор между известными и выдающимися людьми – спор между Жаном-Жаком Руссо и маркизом де Садом. Но об этом мы расскажем уже в следующей публикации – сегодня вечером...

-4

Подписка на журнал "Лучик". Полистать журнал.

Хобби
3,2 млн интересуются