2022 ГОД НАЧАЛСЯ С МАССОВЫХ УВОЛЬНЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ИНТЕРНЕТ-ГИГАНТОВ
Автор: Кэтлин Ли, Линн Сюй
Согласно данным китайских властей, в прошлом году доходы китайских интернет-компаний снизились впервые почти за десять лет.
Данные, опубликованные 31 января Министерством промышленности и информационных технологий Китая (MIIT), показали, что в 2022 году общий объём доходов интернет-компаний и компаний, оказывающих сопутствующие услуги, снизился на 1,1% по сравнению с 2021 годом до 1,46 трлн юаней ($220 млрд), а темпы роста доходов упали на 10%.
По сравнению с данными предыдущих лет, общий доход от бизнеса китайских интернет-компаний показал отрицательный рост впервые с 2013 года.
На пять крупнейших регионов — Пекин, Шанхай, две прибрежные провинции Гуандун и Чжэцзян, а также Тяньцзинь — пришлось 85,6% от общего дохода интернет-компаний в Китае.
В других регионах наблюдалось снижение доходов от интернета в разной степени: Гуандун и Чжэцзян — на 6,8% и 2,1% соответственно; Тяньцзинь — на 38,1%; центральная провинция Хэнань и юго-западная провинция Юньнань — более чем на 50%.
Что касается онлайн-услуг, включая жилищные, финансовые, автомобильные, прокат автомобилей и путешествия, то операционные доходы упали на 17,5%.
Несмотря на обычное искажение официальных данных при представлении экономических показателей, это частично показывает, что китайская интернет-индустрия двигалась к «холодной зиме» в 2022 году.
Интернет-индустрия стагнирует
2022 год начался со шквала увольнений сотрудников таких интернет-гигантов, как Tencent, самой влиятельной интернет-компании в Китае; Baidu, крупнейшей поисковой системы Китая; Didi, разработчика приложений для автоперевозок; Jingdong, платформы электронных магазинов, и Meituan, многофункциональной платформы электронных услуг.
В промежуточном отчёте за 2022 год Tencent Holdings заявила, что её операционный доход упал на 1% по сравнению с прошлым годом, валовая прибыль снизилась на 8%, а операционная прибыль упала на 38% по состоянию на 30 июня 2022 года, сообщив о 53-процентном падении доходов за этот период.
Во втором квартале 2022 года доходы от онлайн-рекламы упали на 18% по сравнению с прошлым годом и составили 18,6 млрд юаней ($2,8 млрд), «отражая значительно более слабый спрос в секторах интернет-услуг, образования и финансов», — говорится в отчёте Tencent.
Этот масштабный спад в интернет-секторе произошёл после того, как власти усилили надзор за сетями.
7 февраля 2022 года Министерство транспорта и коммуникаций и семь других ведомств совместно выпустили уведомление о внедрении межведомственного и межрегионального надзора за компаниями-перевозчиками, признанными «незаконными и не соответствующими требованиям».
Несколько месяцев спустя, 21 июля, Администрация киберпространства (CAC) наказала Didi штрафом в размере 8,026 млрд юаней (около $1,2 млрд) и конфисковала у председателя совета директоров Didi Чэн Вэя и президента Лю Цина по 1 млн юаней (около $150 тыс.) в качестве штрафа, как результат «аудита кибербезопасности» Didi.
Didi не была одинока, китайские регуляторы также начали общенациональный рейд в 2022 году, чтобы перестроить всю сетевую систему. По данным «Синьхуа», в 2022 году ЦАК расследовал более восьми тысяч платформ веб-сайтов и удалил сотни мобильных приложений. Кроме того, управление совместно с телекоммуникационным ведомством закрыло 25 233 веб-сайта.
Источник: The Epoch Times