Эксперты разделились на два лагеря. Одни считают, что Москва сама себе роет яму, другие настаивают, что это изящный ход конем. Давайте разбираться.
Цены выросли, а толку?
Ситуация на рынке нефти уже напоминает шахматную партию, где на одной стороне Россия, Индия, Китай и мелкие пешки, а на другой — весь Запад во главе с США. Игра беспрецедентная, без правил и насмерть. С каждым новым ходом участники заставляют заголовки мировых СМИ кричать чайками, а финансовые рынки прыгать в приступе эпилепсии. В феврале свой ход сделала Москва: объявила о снижении добычи «черного золота» на 5% и повторила свой нарратив, что не будет продавать его недружественным странам. Но это не точно.
Как известно, нефтяные рынки реагируют на слухи, а на новости, подтверждающие их, их манометры демонстрируют идеальные 120 на 80. Поэтому цены ожидаемо выросли. Правда, эффект оказался краткосрочным. Уже на следующий день котировки пошли вниз.
Сокращение анонсировали, и что?
Если верить анонсу, уже в марте Россия сократит добычу 500 тысяч баррелей в день. И это ниже, чем заявляли ранее российские официальные лица. Подождем еще немного и цифра опять исхудает, а потом и вовсе исчезнет, как айсберг в океане? Однако это все же признак того, что Кремль продолжает использовать поставки энергоносителей в качестве оружия в ответ на санкции. А они лютые.
В декабре Европейский союз запретил импорт российской нефти морским путем и установил на нее предельную цену в 60 долларов. Из-за этого доходы Москвы от нефти и газа резко упали на 50%. Здесь можно сколько угодно спорить и говорить, что овец считают по осени, мол, рано для выводов, но увеличение дефицита бюджета — как вместо тысячи слов. А между прочим только в январе расходы превысили доходы на 1,76 триллиона рублей — это считай, что на 2,5 года перекрыли финансирование науки (вперед и с песней разжигать огонь на камне и стирать исподнее в ручье).
Планы озвучили, ну и?
Но не все так однозначно. Ну вот правда. По крайней мере для некоторых американских экспертов.
По оценкам аналитиков одного из крупнейших банков в мире JPMorgan, Россия может легко сократить добычу нефти на 5 миллионов баррелей в день и глазом не моргнуть (а мы тут с жалкими полмиллиона церемонимся). И даже выиграть от этого. По их расчетам, если все пойдет по плану Москвы (о них кратко ниже), то это может привести к росту цен до 380 долларов за баррель. Вот тогда и наука наверстает и расцветет…
Ну а что там в планах у Москвы? Как говорилось выше, сокращение добычи. Как досель не упоминалось: на законодательном уровне сократить дисконт на нефть и доить, дергать, тягать за вымя нефтяные компании.
И вот тут у отрасли появляется прямой стимул не продавать нефть дешевле потолка (меньше товара, меньше головной боли кому его продать, цены выше — дефицит!). А если и не будет напряженки на рынке, то придумывать, как ее создать. Сколько ж можно одному только Кремлю выдавать гениальные идеи выживания.
Но как говорил Билибин Толстого: «Поживем — увидим». Возможно это действительно выигрышный ход при условии, что все пойдет по плану. Вот только когда все шло по плану?
Автор «Хакнем», профессор до звезды Макс Вильтовский
Самая популярная статья автора в канале - прочитали более 154 000 человек