Найти тему
Каулики

Турья и Турьятита

Когда по милости Гуру ваше субъективное восприятие входит в субъективное сознание с полным осознанием и, поддерживая это нерушимое осознавание, оно становится полностью просветленным в своём собственном Я, это называется четвертым состоянием, турья. С точки зрения трика-шиваитов преобладание отдается трём энергиям Шивы:

  • пара-шакти (высшая энергия) — находится в четвертом состоянии (турья)
  • парапара-шакти (средняя энергия) — устанавливается в состоянии глубокого сна (сушупти)
  • апара-шакти (низшая энергия) — находится в состоянии бодрствования (джаграт) и сна (свапна)

В состоянии турья происходит проникновение всех этих энергий одновременно, а не последовательно. Все энергии всегда находятся там, в турье, но не проявляются. Они пребывают в ней все вместе без различия. Турья называется «савьяпара», потому что все энергии обретают силу действовать в этом состоянии. В то же время это состояние известно как «анамайя», потому что оно остается незатронутым всеми этими энергиями.

Этому состоянию приписывают три названия:

  • Мирские люди называют его «турья», что означает «четвертый». Они используют это имя, потому что у них нет описательного имени для этого состояния. Они не осознают турью и, не испытав её, просто называют её «четвертым состоянием».
  • Йоги приписали этому состоянию название «рупатита», потому что это состояние превосходит прикосновение к индивидуальному «я» и является утверждением своей Самости. Прикосновение к своему индивидуальному «я» обреталось в глубоком сне, однако полное установление Самости происходит в турье.
  • Для просветленных людей, гьяни, всё Вселенское существование находится в этом состоянии турьи, коллективно, как недифференцированное состояние тотальности. Здесь нет преемственности. Поэтому гьяни называют это состояние «прачаей», недифференцированной тотальностью Вселенского существования.
«Пурнатунмукхьи даша, [турья] направлена к полноте Cознания Господа, однако это не полнота Сознания Господа. Оно лишь направлено к полноте Сознания Господа». (Тантралока 10.271-278)

Турьятита — это состояние абсолютной полноты Самости. Оно наполнено всесознанием и блаженством. Это действительно последнее и высшее состояние Атмана. Вы находите это состояние турьятиты не только в самадхи, вы также находите его в каждой без исключения деятельности в мире. В этом состоянии нет возможности заниматься йогой. Если вы можете практиковать йогу, тогда вы не в турьятите. В практике йоги есть намерение куда-то пойти и что-то делать. Здесь некуда идти, нечего добиваться. Поскольку здесь не существует сосредоточения, существование руки помощи йоги невозможно.

На самом деле этому состоянию турьятиты приписывают только два названия:

  • Мирские люди, ничего не зная об этом состоянии, называют его «турьятита», что означает «состояние, находящееся за пределами четвертого».
  • У гьяни, с другой стороны, тоже есть для этого название. Они называют это «махапрачаья», что означает «безграничная и необъяснимая высшая тотальность».

На самом деле йоги не приписывают этому состоянию никакого имени, потому что они ничего о нем не знают. Это полностью выходит за рамки их опыта. Однако йоги, используя свое воображение и догадки, придумали одно имя, которое могло бы подойти для этого состояния: «сататодитам», что означает «состояние, в котором нет ни паузы, ни перерыва». Это нерушимое и универсальное состояние. В самадхи Оно есть. Когда самадхи отсутствует, оно есть. В мирском состоянии Оно есть. В состоянии сна Оно есть. И в состоянии глубокого сна Оно здесь. В каждом и каждом состоянии индивидуального субъективного тела Оно присутствует.

«Разница между турьей и турьятитой в том, что в турье вы обнаруживаете в самадхи, что вся эта Вселенная существует в форме семени, зародыша. Там есть сила, энергия Вселенского бытия, но йогин должен выйти из турьи [в деятельность мира]. В турьятите он выходит в деятельность мира и ощущает полноту Вселенского Сознания. В этом разница между турьей и турьятитой». (Тантралока 10.288)

Источник: Кашмирский шиваизм — Высшая тайна