Найти тему
2,6K подписчиков

Маршалами не рождаются: Константин Рокоссовский

215 прочитали

1941 год. Битва за Москву. Штаб 9-го механизированного корпуса Красной Армии в ста километрах от Калуги.

«Товарищ майор! Пока не узнали, где противник и каковы его силы, Вы не имеете права продвигаться вперёд! Чёрт знает что такое! Когда же, наконец, мы научимся культурно воевать?»

В последней фразе – весь Рокоссовский. Воевать культурно! А это как? Действовать внезапно, рискованно, но... обдуманно. Не лезть на рожон, беречь солдат. Имитировать активное наступление в одном месте, а главный удар нанести в совершенно другом:

«Немцы должны увидеть только то, что мы им хотим показать».

Рокоссовского в армии любили. Потому что он никогда не разговаривал на повышенных тонах. Наоборот – всегда объяснял, что и как нужно делать. Тихо, спокойно, без суеты. «Интеллигент» - так за глаза называли его наши бойцы. А вот немцы придумали для Константина Константиновича другое имя - «Генерал-кинжал».

Источник изображения: ИА "Регнум"
Источник изображения: ИА "Регнум"
«Немцы панически боялись нашей артиллерии и танков Т-34, и мы стали ежедневно менять позиции батарей, а старенькие танки, обшив фанерой и покрасив, превратили в тридцатьчетвёрки, и немцы уже не лезли напролом».

В битве под Москвой войска Рокоссовского атаковали противника дерзко и решительно. Действовали не по правилам военного искусства, а по обстановке. Немцы назвали такую тактику «неприятным кровопусканием», а командующий фашистской армией фон Клейст подписал приказ:

«Слухи о прорвавшейся советской бронетехнике вызывают панику. Каждого зачинщика паники - под суд. Я запрещаю использовать слова «русские танки прорвались».

Вот откуда прозвище – «генерал-кинжал». Рокоссовского уважали даже враги. Когда его корпус, одним из первых на фронте перешел в контрнаступление, немцы и вовсе растерялись. Маршал Александр Голованов вспоминал:

«У нас не ладились дела под Сухиничами, возле Калуги. Туда-то и направили Рокоссовского. Так он что сделал? Открытым текстом повёл по радиосвязи разговоры о своём перемещении, рассчитывая на перехват этой информации! Расчёт оказался верным. Противник узнал, кто движется в их сторону, и немедленно оставил город без сопротивления».

В начале Великой Отечественной в Красной Армии награждали немногих - в основном, солдат и младших командиров. Генералам на тот момент похвастаться было нечем. И только один из них - за особую храбрость, самоотверженность и мужество - получил орден Красной Звезды…

1941 год. Битва за Москву. Штаб 9-го механизированного корпуса Красной Армии в ста километрах от Калуги. «Товарищ майор!-2

Константин Рокоссовский.

Все выпуски премьерной программы "Маршалами не рождаются" слушайте в эфире Радио ЗВЕЗДА с 23 февраля